Правительству придется работать над своими же ошибками

Предстоит провести пенсионную и налоговую реформы, улучшить ситуацию с инфраструктурой и инвестициями
Новому правительству будет труднее избежать реформ, чем старому / Андрей Гордеев/ Ведомости

Работа финансово-экономического блока правительства полностью устраивала Владимира Путина и Дмитрия Медведева, а социального – почти устраивала. Такой вывод можно сделать, если судить по составу нового правительства. Единственное изменение в первом блоке – министр финансов Антон Силуанов, сохранив свой пост, повышен до первого вице-премьера. Важное изменение произошло в социальном блоке – курировать его теперь будет вице-премьер Татьяна Голикова, вернувшаяся в правительство из Счетной палаты. Но от своей предшественницы Ольги Голодец она унаследовала почти тот же набор министров. Министром здравоохранения осталась Вероника Скворцова, труда – Максим Топилин. Останется в правительстве и Ольга Васильева, но теперь она будет отвечать не за все образование, а только за начальное и среднее: ее новая должность – министр просвещения. Курировать же науку будет новое министерство, которое возглавит бывший руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НОВОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

Новому правительству предстоит проделать работу над ошибками – решить накопленные им за шесть лет проблемы и не решенные им же задачи: в сфере образования и здравоохранения, пенсионной системы, рынка труда, инфраструктуры, привлечения инвестиций и т. д. Оно должно добиться ускорения роста экономики, сохранив бюджетную и макроэкономическую стабильность.

Такие задачи поставил в майском указе Путин, который до 2024 г. будет снова работать президентом. За эти шесть лет Россия, в частности, должна попасть в пятерку крупнейших экономик мира, снизить бедность вдвое, увеличить продолжительность жизни до 78 лет, а в дальнейшем – до 80 лет, смягчить последствия демографической ямы для рынка труда, улучшить инфраструктуру. На все это правительство должно потратить 25 трлн руб., из которых 8 трлн только предстоит найти, сказал премьер Медведев. Как именно – какие расходы будут перераспределены, налоги повышены и реформы проведены, – правительство и администрация Путина пока не сообщают. Представить варианты национальных проектов новое правительство должно к октябрю.

Прошлый президентский срок Путина тоже начался с майских указов, в которых он поручал увеличить инвестиции, производительность труда, зарплаты и т. д. Все поручения предстояло свести в программу реформ, которая превратилась в планы по ее подготовке, вспоминает федеральный чиновник.

Нерешенные задачи и отсутствие реформ в прошлый срок Путина дорого обошлись российской экономике, получившей также удар со стороны нефтяного рынка и политического конфликта с Западом, – потолок ее роста ограничен 2%, констатируют эксперты и признают чиновники.

На этот раз избежать реформ будет сложнее – в том числе повышения пенсионного возраста: это единственная крупная мера, уже анонсированная Медведевым, – правительство внесет свои предложения по пенсионному возрасту в ближайшее время. К 2030 г. доля населения в пенсионном возрасте вырастет до 28% при сокращении рабочей силы (только в 2017 г. на 0,5 млн человек). По прогнозу директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимира Гимпельсона, в следующие 10 лет число работников может сократиться еще на 10% и уже к 2030 г. пенсионеров будет столько же, сколько плательщиков взносов.

Чтобы снизить вдвое бедность (в 2017 г. доход ниже прожиточного минимума получали 19,3 млн человек, 13,2% населения), потребуется изменить систему социальных выплат, предупреждает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова: без этого проблему не решить, даже если социальные расходы бюджета увеличатся, а экономика ускорится.

Правительство рассчитывает, что часть ресурсов для реформ предоставит ускоряющаяся экономика (использование дополнительных доходов от роста цены на нефть ограничено бюджетным правилом). Только инвестиционная модель позволит российской экономике расти быстрее мировой, писали эксперты Высшей школы экономики: государство должно улучшать бизнес-климат, создавать возможности для снижения издержек компаний, поддерживать несырьевой экспорт.

Но рост инвестиций – это скорее следствие, а не предпосылка роста экономики, замечает замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. Главная проблема – подготовить цельную программу реформ всей экономики, призывает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. С помощью денежной и бюджетной политики, как показывает опыт последних лет, можно избежать тяжелого кризиса, но не перейти от стагнации к росту, говорится в докладе Института Гайдара «Российская экономика в 2017 г. Тенденции и перспективы»: для устойчивого роста нужен сложный комплекс институциональных и структурных мер.

КОМУ ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ

Такая программа готовилась ЦСР во главе с Алексеем Кудриным, вспоминает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Для рынка основной интригой было его возвращение в Кремль или Белый дом, отмечает она. Но этого не произошло – Кудрин возглавил Счетную палату.

Комплексная программа нужна, единодушны чиновники. Но принятие ключевых решений за президентом, любое предложение может быть скорректировано так, что становится бессмысленным, рассуждает один из них. А кадровые решения президента и премьера в социальном блоке правительства свидетельствуют о сохранении инерционного развития экономики, скептичен эксперт, работавший с правительством.

Среди министров много технократов, но не так важно, кто занимает эти должности, главное – кто стал вице-премьерами, спорит федеральный чиновник, – Силуанов и его бывшая коллега по Минфину Голикова. Будет много споров и борьбы, но будет диалог и совместная работа двух блоков, которой не хватало в прошлом правительстве, единодушны эксперты и чиновники. «До сих пор мы были в бюрократической пробке – каждый из двух блоков блокировал идеи другого, обсуждения не было», – говорит федеральный чиновник.

Голиковой будет непросто – у нее команда министров без политического веса, рассуждает еще один чиновник. Для непопулярных мер нужен сильный первый вице-премьер и, если реформы получатся, можно и снять прежних министров, которые ассоциируются с непопулярными мерами, рассуждает Миронов.

Еще одна серьезная проблема нового правительства – сохранение сложной структуры, сетует чиновник, число вице-премьеров даже увеличилось с 9 до 10 и министерства будут по-прежнему завалены поручениями вице-премьеров. Их так много, что действительно поработать можно или очень рано утром, или уже ближе к ночи, жаловались сотрудники министерств.

Но главным препятствием для реформ может оказаться силовой сектор, единодушны чиновники. Против него ресурсов у экономической части правительства нет, констатирует один из них. Как увеличивать инвестиции, когда каждый год число предпринимателей под следствием растет, задается он вопросом.-