Алтайский край и Амурскую область возглавят «технократы» Сергея Кириенко

Президент Путин выбрал новых губернаторов из своего резерва
Кремль назначил еще двух новых губернаторов, оба – выходцы из президентского кадрового резерва/ Андрей Гордеев / Ведомости

Владимир Путин в среду продолжил работать с «региональной проблематикой», сказал журналистам его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Президент принял досрочную отставку губернатора Алтайского края Александра Карлина и заполнил аналогичную вакансию в Амурской области, образовавшуюся 11 дней назад после перехода в правительство ее бывшего руководителя Александра Козлова. Врио губернатора до выборов 9 сентября назначены соответственно вице-губернатор Красноярского края Виктор Томенко и сотрудник компании «Сибур» Василий Орлов.

47-летний Томенко до 2010 г. работал в структурах «Норникеля». Выходцем из этой компании был и экс-губернатор Красноярского края, бывший вице-премьер Александр Хлопонин, но он никакого отношения к назначению Томенко не имел, говорит близкий к Кремлю собеседник «Ведомостей». На это решение повлияли два обстоятельства, поясняет он: с одной стороны, Томенко не вписался в новую политическую реальность Красноярского края при врио губернатора Александре Уссе, а с другой – не было других серьезных претендентов на должность руководителя Алтайского края. Томенко на протяжении нескольких лет присутствовал в президентском кадровом резерве и рассматривался на пост губернатора в одном из регионов еще до прихода Усса на пост врио губернатора, возражает другой близкий к Кремлю собеседник «Ведомостей». «Усс сам попросил Томенко остаться и работать председателем правительства. Так что все спекуляции не соответствуют действительности», – говорит политолог Евгений Минченко.

43-летний Орлов в 2012–2015 гг. работал министром экономики Амурской области, после назначения губернатором Козлова перешел в «Сибур», который вместе с «Газпромом» создает в регионе крупнейший газохимический кластер. «Сибур» и полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев могли иметь отношение к назначению Орлова, не исключает Минченко. Это не так, утверждает близкий к Кремлю человек: по его сведениям, способствовать назначению Орлова могла амурская компания «Петропавловск» – крупнейший в регионе добытчик золота. Некоторые ее сотрудники в хороших отношениях с руководством внутриполитического блока Кремля, говорит собеседник. «Петропавловск» – «не делатель губернаторов», не соглашается другой близкий к Кремлю человек.

Связывать Томенко и Орлова с бизнес-интересами не стоит: все люди, назначаемые на ключевые посты, прекрасно ориентируются, кто есть кто внутри политического класса, говорит политолог Андрей Колядин. Важно то, что оба принадлежат к одной из трех групп, из которых сейчас назначают губернаторов, – они представители программы по продвижению молодых во власть, предложенной первым замруководителя администрации президента Сергеем Кириенко, отмечает эксперт. Томенко в 2017 г. учился в организованной при поддержке администрации «школе губернаторов» РАНХиГС, известной необычными «командообразующими» испытаниями. Орлов участвовал в организованном администрацией кадровом конкурсе «Лидеры России». «При подборе кандидатов это один из плюсиков. То есть не решающий фактор, но заметное конкурентное преимущество», – ­отмечает Минченко.