Пекин запрещает идти навстречу протестующим в Гонконге

Полицейские же считают, что оказались крайними в противостоянии властей и населения
Полиция запретила проводить запланированные на субботу массовые демонстрации, но жители снова готовятся протестовать в выходные/ Thomas Peter / Reuters

Глава администрации Гонконга Кэрри Лам хотела отозвать законопроект об экстрадиции подозреваемых на материковую часть Китая, из-за которого в июне начались массовые протесты. Однако в Пекине отклонили это предложение и запретили ей выполнять какие-либо требования протестующих, сообщило агентство Reuters со ссылкой на людей, напрямую знакомых с ситуацией.

Отдуваться за политиков приходится гонконгской полиции, регулярно участвующей в столкновениях с демонстрантами.

Когда именно доклад Лам был представлен правительству КНР, Reuters выяснить не удалось. Два источника агентства утверждают, что это произошло еще до того, как китайские власти провели 7 августа форум в Шэньчжэне, где предупредили о возможном вмешательстве в ситуацию в Гонконге.

Пять главных требований

1. Полный отказ от законопроекта об экстрадиции подозреваемых в Китай.
2. Отказ от квалификации протестов 12 июня как беспорядков.
3. Освобождение и оправдание арестованных участников протестов.
4. Создание независимой комиссии для оценки действий полиции во время протестов.
5. Принятие указа о роспуске законодательного собрания и немедленное введение подлинного всеобщего избирательного права. 

Доклад Лам содержал анализ того, насколько целесообразно выполнять каждое из пяти ключевых требований протестующих (см. врез). Администрация Гонконга считала, что политически легче всего будет отозвать законопроект и провести независимое расследование для оценки действий полиции во время демонстраций. Чиновники надеялись, что это успокоит не самых агрессивно настроенных протестующих. Но Пекин запретил выполнять любые требования. «Ситуация гораздо сложнее, чем многие себе это представляют», – утверждает один из источников агентства.

Крупный бизнесмен, присутствовавший на форуме в Шэньчжэне, на условиях анонимности рассказал Reuters о своей недавней встрече с Лам. По его словам, она призналась, что «ее руки связаны» и Пекин не позволит ей отозвать законопроект.

В свою очередь Китай в августе ужесточил свою позицию. Он начал называть действия некоторых протестующих терроризмом, китайская полиция провела возле границы с Гонконгом учения по подавлению беспорядков, а некоторые работающие в Гонконге компании под давлением Китая стали увольнять сотрудников, участвующих в протестах.

Тем временем обстановка в городе накаляется, и протесты не утихают. В четверг, 29 августа, полиция запретила проводить запланированные на субботу массовые демонстрации из-за угрозы насилия. Протестующие собирались идти маршем к зданию, где находится ведомство Китая по связям с Гонконгом. Кроме того, в пятницу полиция арестовала нескольких лидеров протестного движения, и это может усилить недовольство населения, пишет The Wall Street Journal. Ожидается, что в выходные произойдут новые столкновения протестующих и полиции. «Правительство сделало невозможными все мирные способы протестов», – приводит издание слова Джимми Шама, собирающегося подавать новые заявки на организацию марша.

Действиями правительства уже недовольны и полицейские, ведь это им приходится каждую неделю сталкиваться лицом к лицу с протестующими, некоторые из которых стали вооружаться битами и металлическими палками, пишет Financial Times (FT). После начала беспорядков травмы получили более 200 полицейских, в том числе 21 – на прошлых выходных. Количество пострадавших протестующих оценить невозможно, поскольку многие из них не обращаются за медицинской помощью из-за боязни ареста. Кроме того, нападкам подвергаются семьи и дети полицейских. Поэтому моральный дух полиции сильно упал. «Если бы не мы, то Кэрри Лам уже линчевали бы, – приводит FT слова одного из полицейских. – Я не доверяю [властям Гонконга], но доверяю китайскому правительству. Оно ценит нашу работу».

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека раскритиковало полицию Гонконга за использование силы. «В отсутствие какого-либо реалистичного диалога с правительством полиция оказалась единственной, кто регулярно контактирует с демонстрантами, – утверждает Стив Викерс, бывший руководитель уголовного отдела Королевской полиции Гонконга (так она называлась до возвращения города Великобританией Китаю в 1997 г.). – Результаты этих столкновений оказались катастрофическими, и теперь полицию глубоко ненавидят».

Чем похожи протесты в Москве и Гонконге