Китай хочет усилить контроль над Гонконгом

Принятие закона о национальной безопасности в автономии может спровоцировать новые протесты
Kin Cheung / AP

Китайское правительство 21 мая неожиданно предложило ввести в Гонконге закон о национальной безопасности. На следующий день фондовый рынок отреагировал обвалом более чем на 5% – самым сильным за пять лет. Критики утверждают, что закон угрожает автономии Гонконга.

С черновым вариантом законопроекта ознакомилось агентство Reuters. В нем сказано, что Гонконг сохранит «высокую степень автономии», но в случае необходимости органы национальной безопасности Китая смогут там работать официально. В пятницу Ван Чэнь, ответственный секретарь постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва, публично заявил: китайские спецслужбы откроют офисы в Гонконге, чтобы «в случае необходимости» выполнять свои обязанности, поскольку угроза национальной безопасности в Гонконге «растет день ото дня», это уже вопрос обеспечения суверенитета Китая, который требует решения на национальном уровне.

Иностранные дипломаты и юристы считают, что это формализует и усилит присутствие китайских спецслужб в Гонконге, которые сейчас не имеют там исполнительных полномочий. «По сути, это признание, что модель «одна страна, две системы» провалилась», – говорит Эрик Чён, профессор права Университета Гонконга (цитата по Reuters).

Зачем это нужно Китаю

Когда Гонконг вернулся к Китаю в 1997 г., на его территории стала действовать собственная мини-конституция. В ней говорилось о необходимости принять закон о национальной безопасности, что администрация Гонконга и попыталась сделать в 2003 г. Это спровоцировало демонстрации, в которых участвовало около 500 000 человек. Больше местные власти не предпринимали попыток принять такой закон.

В прошлом году Гонконг захлестнули антиправительственные протесты. Они начались после попытки администрации принять закон об экстрадиции подозреваемых в материковую часть Китая. Люди опасались, что Пекин будет использовать его для политических преследований. После нескольких месяцев массовых протестов (самые крупные демонстрации собирали 1–2 млн человек при населении 7,4 млн) администрация отозвала законопроект. Но активисты требовали провести независимое расследование жестких действий полиции, освободить и оправдать арестованных, ввести подлинное всеобщее избирательное право. Власти на это не согласились, и протесты продолжились до пандемии коронавируса.

В мини-конституции Гонконга сказано, что он должен принять закон о национальной безопасности самостоятельно. Но в ней есть лазейки, позволяющие Пекину тоже сделать это при определенных условиях с помощью руководителя местной администрации, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на правовых экспертов.

Реакция

Правительство Гонконга будет «в полной мере сотрудничать» с властями Китая при работе над законопроектом, заявила глава администрации Кэрри Лам. По ее словам, он не нарушит права и независимость судебной системы территории. Но члены местных продемократических партий назвали эти планы «концом Гонконга».

Президент США Дональд Трамп уже заявил, что Вашингтон «очень жестко» отреагирует на принятие этого закона, а сенаторы предложили ввести санкции против причастных к его принятию официальных лиц Китая и организаций, а также работающих с ними банков.

В прошлом году Трамп дистанцировался от оценки протестов в Гонконге, так как его администрация вела торговые переговоры с Китаем. Но в конце 2019 г. он подписал принятый конгрессом закон, требующий от госдепартамента ежегодно проверять, сохраняет ли Гонконг достаточную автономию от материкового Китая, и предусматривающий санкции за нарушение прав человека на территории.

Инвесторы испугались, что из-за планов Пекина может пострадать статус Гонконга как одного из финансовых центров. Фондовый индекс Hang Seng в пятницу рухнул на 5,6%. Это самое сильное дневное падение с июля 2015 г. Банкиры предупреждают о риске оттока капитала и отъезде сотрудников международных компаний. «Клиенты, которые надеялись на то, что прошлогодние проблемы не повторятся, теперь поспешат вывести часть своих активов», – приводит Reuters слова управляющего частным капиталом одного из европейских банков. 

Опасность насилия

Пока не ясно, когда может быть проведен закон. Местные активисты считают, что Китай постарается сделать это до сентябрьских выборов в гонконгский парламент, на которых продемократические партии могут увеличить свое представительство, пишет WSJ.

Китайский МИД в четверг вечером разослал письма во многие иностранные посольства в Пекине с целью разъяснить им свои действия. «Оппозиция в Гонконге давно вступила в сговор с внешними силами для проведения деструктивных актов и другой подрывной деятельности против материкового Китая», – говорится в письме, с которым ознакомилась WSJ. Хотя к сепаратизму и терроризму имеет отношение лишь «крошечное меньшинство», эти люди должны быть наказаны в соответствии с законом, утверждает МИД.

Гонконгские активисты призвали людей протестовать. «Пекин пытается силой и запугиванием заставить критиков в Гонконге молчать», – написал в Twitter один из их лидеров, Джошуа Вонг.

Протестующие могут изменить тактику и отказаться от массовых демонстраций, пишет WSJ со ссылкой на диссидентов. Радикально настроенные гонконгцы теперь предпочитают действовать в одиночку, а полиция предупреждает о растущей угрозе взрывов. Намерения Пекина «подольют масла в огонь и возродят протестное движение», считает профессор политологии Гонконгского баптистского университета Жан-Пьер Кабестан (цитата по Financial Times).