Протоиерей Чаплин допускает казнь террористов ради защиты общества

undefined

"Лучше обходиться без смертной казни, но бывают ситуации, когда угрозы обществу слишком сильны и оно может защищать себя в том числе таким образом", - сказал "Интерфаксу" глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

В Основах социальной концепции Русской православной церкви говорится, что смертная казнь признавалась в Ветхом Завете, а указаний на необходимость ее отмены нет ни в Новом Завете, ни в Предании и историческом наследии православной церкви, напомнил он. На Руси смертная казнь для разбойников была введена при святом князе Владимире по настоянию епископов, которые сказали ему: "Ты поставлен от Бога на казнь злым, а на милость добрым. Тебе следует казнить разбойников, только с испытанием". До этого же разбойники наказывались вирой, т. е. денежной компенсацией.

При этом, согласно тому же церковному документу, "милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести". В то же время признается, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни "должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества", рассказал протоиерей.

"Вот так свободно нам и нужно вновь обсуждать и решать этот вопрос, оценивая угрозы, уровень безопасности в обществе и различные способы ее обеспечения. Террористов же, а также организаторов и спонсоров терактов можно и нужно просто уничтожать без всякого суда и без всякой процедуры в тех случаях, когда правоохранительные органы точно установили, что речь идет о людях, представляющих общественную опасность", - считает Чаплин.

Руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега) напомнила, что смертная казнь в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, предусмотрена ст. 59 Уголовного кодекса. В 1996 г. , вступив в Совет Европы, Россия обязалась подписать и ратифицировать протокол № 6 Конвенции о правах человека, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления в Совет Европы мораторий на исполнение смертных приговоров, но до сих пор протокол не ратифицировала. "Считаю, что при наличии политической воли имеются достаточные правовые основания для отмены моратория и применения ст. 59 УК РФ в части назначения наказания в виде смертной казни. Тем более в таких странах, как США, Китай и Япония, смертная казнь применяется", - заявила инокиня.

Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин в свою очередь поддерживает восстановление смертной казни для террористов. "Все, что предусмотрено за преступления против человечества, против закона и государства, должно быть восстановлено", - сказал он "Интерфаксу". Муфтий напомнил, что в шариате смертная казнь присутствует.

Таджуддин также разграничил понятия экстремизма и терроризма: "Экстремист - это тот, у кого бредовые идеи есть, но он не претворил их в жизнь, зато когда он становится террористом, то, несомненно, этот закон должен действовать". "Ради Бога, ради Аллаха детей не убивают, они ставят себя на место Бога, а это преступление", - добавил он.

Ранее в пятницу за возвращение смертной казни для террористов и их пособников выступил председатель думской фракции "Справедливой России" Сергей Миронов. Он заявил это на собрании обеих палат парламента.