Правительство может лишить Межгосударственный авиационный комитет всех полномочий – «Коммерсантъ»

В правительстве обсуждается возможность передать полномочия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) СНГ российским органам. Как рассказали источники «Коммерсанта», такое поручение в июне дал вице-премьер Аркадий Дворкович. В 2015 г. премьер-министр Дмитрий Медведев лишил МАК права сертифицировать авиатехнику и передал эти функции Росавиации, Минпромторгу и Минтрансу. Теперь комитет может лишиться полномочий на расследование авиапроисшествий, а Россия может выйти из международных соглашений, связанных с МАКом, в том числе соглашений о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 1991 г.

Представители Дворковича и Росавиации отказались от комментариев, в Минтрансе на запрос газеты не ответили, с представителем МАКа связаться не удалось.

Быстро реорганизовать сертификацию авиатехники не удалось, отмечает издание. Росавиация только в марте сообщила об учреждении новой структуры для сертификации – ФАУ «Авиационный регистр РФ». Авиарегистру не хватало кадров, и в апреле руководитель Росавиации Александр Нерадько предложил председателю МАКа Татьяне Анодиной провести встречу для привлечения кадрового состава Авиарегистра МАКа к сертификации в составе ФАУ, в МАКе это назвали дестабилизирующим предложением. На 30 июня в Авиарегистре числились 24 сотрудника. Источники газеты в авиапроме считают, что для полноценной работы Авиарегистра нужен переходный период, в течение которого МАК продолжил бы сертифицировать авиатехнику, тогда как сейчас постоянно возникают препятствия, осложняющие процесс вывода на рынок новой российской авиатехники.

Идея забрать у МАКа расследование авиапроисшествий обсуждается уже некоторое время, рассказал источник издания. По его словам, предлагалось передать эти функции структуре при Минобороны.

В МИДе считают, что выход России из авиасоглашений СНГ может быть расценен как «незаинтересованность России в региональном сотрудничестве в сфере гражданской авиации и неспособность влиять на региональные процессы в данной сфере». Это говорится в отзыве МИДа, направленном в Минтранс по поводу поручения Дворковича. В МИДе также полагают, что до отзыва полномочий МАКа по расследованию авиапроисшествий нужно «создать аналогичную независимую национальную структуру», которую бы признали другие государства.

МАК СНГ – надгосударственный орган, учрежденный в 1991 г. 12 бывшими республиками СССР. Он занимался выдачей сертификатов самолетов, аэропортов, выработкой рекомендаций и предписаний, расследованием авиапроисшествий. Анодина возглавляет комитет с 1991 г. Его работа финансируется странами-участницами пропорционально объему перевозок. Сертификация авиакомпаний в начале 2000-х гг. в России перешла к Росавиации.