Центр «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» открылся в Омске

Благодаря мероприятиям центра учителя смогут не только повышать квалификацию, но и делиться эффективными педагогическими практиками.

В Омске 6 ноября открылся международный методический центр «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века». Мероприятие собрало более 150 участников из Костанайской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областей Казахстана и из российских регионов: Республики Алтай, Курганской, Новосибирской, Оренбургской, Тюменской и Челябинской областей, а также из Москвы.

В центре планируют организовывать лаборатории молодых педагогов, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, мастерские, интернет-конференции, телемосты, вебинары. Мероприятия помогут не только повышать квалификацию учителей, но и распространять эффективные образовательные практики по формированию навыков XXI века. 

Важнейший навык будущего

Один из важнейших навыков будущего — функциональная грамотность. Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, используя накопленные знания и умения. Сформированность этого навыка проверяет международное исследование PISA.

Порядка 90–95 процентов российских школьников в возрасте 15 лет могут справиться с типовым заданием, изложенным сухим математическим языком. Однако то же задание, но уже с привнесенной в него дополнительной информацией, с необходимостью применять навык смыслового чтения для определения существа поставленной задачи, вызывает существенное затруднение в выборе правильного ответа, особенно если ответов может быть более одного. У детей достаточно предметных знаний, но им сложно использовать их на практике. «Учащиеся не готовы к ситуационным заданиям, то есть тем, которые основаны на реальных жизненных ситуациях», — рассказала Татьяна Серебрякова, заместитель главного редактора «Просвещения» на сессии открытия центра.

Поэтому необходимы изменения в организации учебного процесса. «Он должен способствовать формированию таких умений, как смысловое чтение, объяснение явлений, выдвижение и проверка гипотез, прогнозирование событий, постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, анализ данных, представленных в разной форме, обоснование и обсуждение результатов экспериментов», — объяснила Татьяна Серебрякова.  

Развить эти умения помогут пособия «Просвещения». Среди них сборники межпредметных заданий для начальной школы, проектные задачи по русскому языку, планиметрии, геометрии, алгебре, пособия для развития финансовой и читательской грамотности, а также новые серии «Функциональная грамотность. Эталонные задания» и «Функциональная грамотность. Тренажеры».

Лучшими практиками формирования навыков XXI века поделились и другие участники мероприятия. Педагоги рассказали, как интегрировать содержание разных учебных предметов для повышения уровня финансовой грамотности, как исследования в национальном парке помогут сформировать естественно-научную грамотность и как использовать кроссенс (ассоциативную головоломку) для развития креативного мышления.

Сотрудничество для развития

Международный методический центр «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» создан в Институте развития образования Омской области при поддержке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, специальный советник генерального секретаря этой организации по вопросам политики и образования Андреас Шляйхер в своем видеообращении подчеркнул: привлечение, удержание и развитие лучших учителей — серьезный вызов для системы образования во всем мире.

Чтобы соответствовать этим вызовам, учителям нужно постоянно повышать квалификацию. Лучшими практиками создания условий для непрерывного развития педагогов в день открытия центра поделились специалисты из России и Казахстана. Заместитель председателя правительства Омской области, министр образования региона Татьяна Дернова обратила внимание на значимость научного и педагогического взаимодействия двух стран.

Группа компаний «Просвещение» также сотрудничает с казахскими партнерами. Так, в 2019 году совместно с компанией EduStream созданы учебно-методические комплекты по немецкому и французскому языкам, которые соответствуют требованиям типовой учебной программы Казахстана.

Открытие международного методического центра прошло в рамках XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана. В его программе — сессии, посвященные развитию приграничной торговли, связям в сфере промышленности и торговли, развитию несырьевого экспорта, а также Форум молодежных лидеров России и Казахстана. Уже в первый день мероприятия были заключены десятки соглашений и контрактов.