Медиабизнес 2022. Как это было?

14 октября 2022года деловое издание «Ведомости» организовало XVюбилейную ежегодную конференцию «Медиабизнес» в TheSt. RegisMoscowNikolskaya.

Для обсуждения актуальных проблем и перспектив развития рынка медиа в России, обмена опытом и технологиями ведения бизнеса на мероприятие были приглашены первые лица российских медиахолдингов, рекламодатели и эксперты. Спикеры конференции поговорили о том, как изменились бизнес-модели современных медиакомпаний и их подходы к производству контента, какие модели сотрудничества наиболее выгодны и почему контент все еще король.

Мероприятие началось со стратегической сессии и обсуждения будущего рекламного бизнеса. По словам модератора Ксении Болецкой («Яндекс»), реклама по-прежнему остается главным источником дохода digital-индустрии. Участники дискуссии, среди которых были Наталья Дмитриева (сейлз-хаус «Сберселлер»), Дмитрий Медников («Русская медиагруппа»), Ольга Рублева (Media Instinct Group), Каролина Соколова (сейлз-хаус «Эверест») и Елена Шкулева (Shkulev Media Holding), обсудили рекламный рынок и то, как холдинги и издательства адаптируют свой бизнес к новым реалиям. «Как и у всех на рынке, у нас из списка двадцати самых дорогих рекламодателей «заморозились» двенадцать брендов, зато пришли восемь новых, и по выручке мы видим, что топ-20 уже растет. Идет замещение крупных брендов, на их место приходят новые, в том числе из стран Азии. В связи с этим мы сталкиваемся с культурными различиями. Например, у азиатских компаний иной подход к рекламе – они больше верят в быстрый перформанс, чем в построение бренда», – отметила Наталья Дмитриева, генеральный директор сейлз-хауса «Сберселлер». В свою очередь, Дмитрий Медников отметил, что с точки зрения здорового образа жизни рынок стал менее жирным, но и перспектив больше, хотя текущего движения стало сильно больше, чем до этого. В своем выступлении Каролина Соколова (сейлз-хаус «Эверест»), рассказала, что у них дела идут лучше, чем у многих: «Нужно бежать в два раза быстрее, чтобы оставаться на месте». Что касается бизнеса, стратегия не изменилась с 2020 года. 

В интервью Марии Истоминой (деловое издание «Ведомости») Светлана Баланова (медиахолдинг «НМГ») акцентировала свое внимание на том, что рынок испытывает определенные сложности в связи с падениями в этом году: «Падение сказалось на иностранных рекламодателях, которые покинули рынок». Также Светлана подчеркнула, что они рассматривают географическое изменение своей дистрибуции. Сейчас они перестраивают свою дистрибуцию, чтобы больше развернуться в сторону Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Но спикер также подчеркнула, что в первую очередь они планируют искать дистрибуцию на своем рынке, а уже потом искать места, где еще проекты могут быть востребованными. 

Дискуссионную сессию «Все в интернет!.. Или обратно на ТВ?» открыл заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев. Он рассказал, что в стратегии компании не изменилось ничего, потому что их медиахолдинг изначально создавался как крупнейший российский медиахолдинг. По словам Александра, форматы, которые приобретались у западных производителей и успешно развивались в России, пока никуда не делись. Он подчеркнул, что их уход ничего не изменит, так как они будут производить свои форматы. Дмитрий Пашутин, директор по стратегии медиахолдинга «НМГ», также отметил, что задолго до ситуации медиахолдинг начал наращивать собственное производство в оригинальных российских форматах: «На данный момент мы находимся в диалоге, не забывая замещать собственное производство». Диана Самошкина («Ростелеком») в своем выступлении поделилась, что с учетом всех изменений ландшафта внутри «Ростелекома» аудитория прекрасно себя чувствует: «Тема западного ухода слишком греется в СМИ, поскольку это новостная штука и им нужно пропиариться». Также Диана подчеркнула, что, несмотря на данную ситуацию, есть высокий рост и потребление телесмотрения. Генеральный директор «МТС медиа»/KIONИгорь Мишинсогласился с Дианой и также подчеркнул, что тема ухода мейджоров с рынка просто привлекает прессу. Что касается традиционных сред – кабелей и спутников, ничего не изменится, потому что новинок нет. Библиотеки постепенно закончатся, но это произойдет в равной мере: «Все в равных условиях это имели и в равных условиях потеряют». Что касается каналов, Игорь рассказал, что ситуация у всех рабочая: 30–40 каналов ушли, но они легко заменяются. Директор по производству контента «Триколор» Марина Гаспарян в своем выступлении отметила, что «Триколор» выступает как борец с пиратством и никаких инициатив не предлагает рынку. «Триколор» отказался от каналов. Что касается пакетного предложения, они сильно не пострадали, потому что они производят собственные телеканалы. Ирина Алексеева, коммерческий директор VK, отметила, что в сегодняшней ситуации сильного роста не наблюдается, потому что «Вконтакте» и «Одноклассники» давно уже существуют как крупные социальные сети в России. Их главная задача состоит в том, чтобы аудитория находила для себя те варианты проведения досуга в социальных сетях, которые их устраивают (общение, мессенджеры, контент). 

В интервью Марии Истоминой (деловое издание «Ведомости») и Александре Широких (Национальная ассоциация телерадиовещателей) Алексей Земский (телекомпания «НТВ»)поделился новостями бизнес-сделки – стратегического партнерства с видеосервисом Ivi. Алексей отметил важность подобной сделки, так как она обеспечивает рост аудитории. Также спикер поделился тем, что они отдали Ivi12 премьер и целую библиотеку сериалов. Именно совместное производство позволяет делать достаточно масштабные проекты.  

В рамках сессии «Видеосервисы в новой реальности» управляющий директор аналитической компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов поделился прогнозом роста рынка российских VOD-сервисов по итогам 2022 года. По его прогнозам, ожидается, что рынок неоператорских VOD-сервисов увеличится до 51,4 млрд рублей (+12%), сегмент операторских VOD-сервисов – до 15,1 млрд рублей (+27%). Основной причиной прироста рынка он назвал уход с российского рынка двух игроков – Netflix и Megogo. Продюсер оригинального контента Okko Гавриил Гордеев отметил, что он позитивно смотрит на прогнозы: «Сейчас время роста, но вопрос в том, как мы к нему относимся: будем ли мы переживать и ждать, когда что-то успокоится, или будем действовать и наращивать контент». Глава производства оригинального контента «Кинопоиска» Михаил Китаев призвал дождаться окончания квартала, чтобы познакомиться с финансовыми результатами платформы, однако подчеркнул, что в данный момент число подписчиков «Яндекс плюса» составляет более 15 млн аккаунтов, а смотрение в третьем квартале 2022 года относительно того же периода 2021-го увеличилось на 60%, заявил представитель «Кинопоиска». «Сейчас объем библиотеки не так важен, как качество», – заключил Китаев. В продолжение разговора об оригинальном контенте директор департамента собственного производства «Иви» Вадим Соколовский прокомментировал сокращение размера библиотеки и уменьшение доли рынка онлайн-кинотеатра. «В библиотеке было много того, что действительно лежит мертвым грузом. Это не обязательно фильмы и сериалы, там были какие-то программы. Сейчас у нас хорошо работают турецкие сериалы. Кроме того, у нас нет стремления положить всех и кровь из носу быть номер один. У нас происходит наращивание аудитории. При этом мы провели санитарную чистку библиотеки, это было сознательным шагом. Нам важно, чтобы был качественный контент, который люди все время смотрели. Нам не важно, чтобы на дальних полках было такое-то количество тайтлов. Нам важно, чтобы тайтлы были в ротации», – отметил Соколовский.

Участники дискуссионной сессии «EdTech как новое черное золото»обсудили спрос и рынок. Марианна Снигирева (образовательная компания «Нетология») прокомментировала спрос и рассказала, что «спрос стал на 15% меньше». Также Марианна поделилась фактором, который сдерживает рост, – платежеспособность населения: «Доля кредитов растет, и людям сложнее платить за обучение». Все направления обучения маркетингу стали непопулярными после признания определенных социальных сетей запрещенными на территории РФ. Но повысился спрос на программирование. Генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов отметил, что в последнее время наблюдается бурный рост оплаты в рассрочку: «Этот тренд усиливается, в сентябре это было 50%, а сейчас – 70%». Павел Арсеньев вместе с Андреем Сизовым также отметил рост выручки в связи с последними событиями: «Спокойно растем». Что касается драйверов роста, Павел рассказал, что тут есть две чаши весов: «На одной снижение потребительского и покупательского спроса падения, а на другой – эмиграция». Руководитель школы управления «Сколково» Александр Ким заметил: «Люди склонны переоценивать краткосрочные события, но склонны недооценивать долгосрочные эффекты», — в том смысле, что «все, что мы видим, это эмоциональная быстрая реакция аудитории на долгосрочные события». Некоторые действия связаны с сильной переоценкой эффектов от событий, которые происходят в последнее время. Александр также отметил: «Мы находимся в концепции первой необходимости».

Подробнее о мероприятии, фото и презентации спикеров – на сайте: https://events.vedomosti.ru/events/media22

Другие пресс-релизы