ИИ в образовании: перспективы и вызовы

Развитие, внедрение и применение искусственного интеллекта в образовательных процессах с 2019 года регулируется Указом Президента РФ от 10 октября 2019 года №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». Внедрение технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс направлено на модернизацию учебной деятельности, что включает оптимизацию и повышение эффективности реализации учебных дисциплин.

С развитием искусственного интеллекта и виртуальной реальности появляются новые возможности для создания интерактивных и реалистичных учебных сред. Для обучения могут использоваться различные устройства и технологии, включая персональные компьютеры, технологии дополненной и виртуальной реальности, мобильные устройства и специализированное оборудование, которое имитирует работу реальных устройств.

Проведенное Высшей школой экономики исследование показало, что более 40 % российских студентов используют технологии искусственного интеллекта (ИИ) в учебе.

По данным, полученных в результате проведенных российскими исследователями (Л.В. Лучшевой, Н.А. Коровниковой, др.), в настоящее время более 260 российских вузов и более 1600 кафедр разрабатывают и внедряют образовательные технологии и программы, связанные с вопросами ИИ. Рост внедрения технологий в обучение ведет к повышению успеваемости и адаптации к современным вызовам.

Искусственный интеллект может создавать интерактивные учебные материалы, такие как видеоуроки, онлайн-курсы и интерактивные задания. Это делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Использование больших данных и необходимости проведения анализа качества учебных материалов с точки зрения их критического оценивания, позволяют контролировать эффективность образовательных программ, выявлять слабые места и оптимизировать учебные планы.

Образовательные учреждения все чаще используют онлайн-платформы, виртуальные симуляции и интерактивные лекции. Это позволяет обучающимся исследовать исторические места, посещать музеи и лаборатории, не выходя из образовательной организации.

Это нововведение охватывает широкий спектр образовательных уровней и дисциплин и позволяет создавать более гибкую образовательную среду, которая может быстро адаптироваться к новым требованиям.

Адаптация образовательной среды в условиях развития искусственного интеллекта, связана с обновлением программ и методик обучения, подготовки педагогических кадров способных работать с искусственным интеллектом, а также необходимостью сотрудничать с исследовательскими центрами и компаниями, работающими в области искусственного интеллекта, чтобы получать доступ к последним исследованиям и разработкам.

По мнению доцента кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве РФ, к.т.н. Масалевой Марии Владимировны цифровая трансформация в образовании предоставляет уникальные возможности использования искусственного интеллекта при разработки учебно-методических материалов по вопросам национальной безопасности, кибербезопасности и управления кризисными ситуациями. Примером цифровизации учебного процесса в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности с использованием искусственного интеллекта являются виртуальные симуляторы и тренажеры, которые позволяют практиковать навыки принятия решений в условиях, максимально приближённых к реальным. Это может включать в себя моделирование кризисных ситуаций, военных конфликтов или террористических угроз. Моделирование кризисной ситуации позволяет разрабатывать стратегии прогнозирования угроз и решений по их предотвращению, что в целом обеспечивает реализацию направлений национальной безопасности.

Масалева Мария Владимировна, доцент Кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие пресс-релизы