27 августа в Чебоксарах в рамках окружного совещания по реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» состоялось пленарное заседание «Глобальные перспективы для отечественных компаний: национальный бренд “Сделано в России”». Участники обсудили роль «зонтичных» брендов в продвижении российской продукции за рубежом, приоритетные рынки для экспорта и меры поддержки отечественных производителей.
Заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Алексей Кузьмицкий отметил, что Приволжский федеральный округ обладает значительным промышленным и экспортным потенциалом, и участие субъектов внешнеэкономической деятельности, расположенных в регионах округа, в мероприятиях национального проекта «Международная кооперация и экспорт» помогает его раскрыть.
«Роль государства – поддержать бизнес, который нацелен на поиск новых рынков сбыта и расширение географии торговых связей в условиях санкционного давления и трансформации внешней торговли. При этом важно понять структуру товарных потоков, проводить детальный анализ взаимосвязи экспорта и импорта по отдельным направлениям и товарным группам. С учетом результатов анализа и поставленных Главой государства задач по развитию национальной экономики и наращиванию производства высокотехнологичной продукции необходимо и дальше совершенствовать нацпроект, в том числе в части поддержки импорта, функционирования центров поддержки экспорта и других перспективных направлений», — уточнил Алексей Кузьмицкий.
По словам заместителя полпреда, важно обеспечить комплексный подход и поддержку на всех этапах: от производства до послепродажного обслуживания товаров, включая логистику, взаимодействие с контрагентами и расчеты. Это особо актуально для малого и среднего бизнеса.
Алексей Кузьмицкий отдельно подчеркнул, что при оказании поддержки внешнеэкономической деятельности необходимо проводить мониторинг востребованности и удобства применения реализуемых мер: «Особенно важно ориентироваться на получение обратной связи от бизнеса. При этом существенную роль играют бизнес-объединения и ассоциации предпринимателей, которые должны в постоянном режиме оценивать риски и проблемы, быть связующим звеном между предпринимателями, институтами развития и органами власти. Задача же регионов – обеспечить эффективное межведомственное и межуровневое взаимодействие, оперативно реагировать на ситуацию и принимать своевременные меры по решению возникающих вопросов».
Генеральный директор ЭКСАР, старший вице-президент Российского экспортного центра Никита Гусаков напомнил, что весной этого года Правительство РФ утвердило инициированную Президентом России Владимиром Путиным программу продвижения национального бренда «Сделано в России» до 2030 года. «Эта программа создает для компаний дополнительные возможности: снижает барьеры выхода на зарубежные рынки, формирует доверие покупателей и партнеров, а также обеспечивает системное продвижение отечественных брендов на международной арене. Почти 1200 компаний уже присоединились к “Сделано в России”, получив добровольный сертификат, из них более 320 — из ПФО», — отметил Гусаков.
О приоритетных зарубежных рынках и необходимости повышения конкурентоспособности российской промышленной продукции рассказал директор Департамента международной кооперации и лицензирования Минпромторга России Дмитрий Кусков. «Национальный бренд — это мощный инструмент для предпринимателей, который помогает им выходить на международные рынки. Создавая сильный национальный бренд «Сделано в России», мы закладываем основу для устойчивого роста, повышения конкурентоспособности и укрепления позиций страны на мировой арене. Важно активно включиться в программу, объединить усилия и инфраструктуру всех участников», — подчеркнул Дмитрий Кусков.
Председатель Кабинета министров Чувашской Республики Сергей Артамонов напомнил, что в ближайшее время в Чувашии планируется реализовать новую меру поддержки – экспортный кэшбек, то есть экспортерам будут возмещать до 5 % расходов.
В 2025 году объем экспорта составил 361 млн долларов США, продукция поставляется в 84 страны, 60 % – это электротехническая и машиностроительная продукция, продукция АПК – 16 %, химическая – почти 14 %. Президент поставил задачу к 2030 году увеличить экспорт продукции АПК в два раза – мы уже начали ее выполнять, а также увеличить на 70 % экспорт по всем остальным направлениям, эта задача нами тоже будет решена.
Министр экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Лариса Рафикова поделилась опытом региона: «Чувашская Республика не просто участвует в общероссийской программе. Наши предприятия своими продуктами доказывают, что словосочетание “Сделано в России” — это знак высшего качества, надежности и инноваций. На сегодняшний день в Республике успешно прошли сертификацию и обладают действующими сертификатами 13 предприятий. Это не просто цифра — это 12 историй успеха, 12 брендов, которые теперь являются эталоном».
В частности, в чувашском «реестре качества» со знаком «Сделано в России» — «АККОНД», «ЧУВАШХЛЕБОПРОДУКТ», «Деревенский дворик», ПК «Промтрактор», НПО «Каскад», «Релематика», «Проектэлектротехника», «Чуваштеплокабель», ИП Михайлов В.Ю., «Фабрика ВИЛАН», «Лента» и «Октябрьское».
Сертификат можно получить по пяти критериям: качество, надежность, уникальность, экологичность и органичность. Для его получения компания и ее продукция или услуги не подвергаются дополнительным проверкам со стороны РЭЦ. Все, что нужно — подать заявку на сайте Российского экспортного центра, прикрепив в электронном виде необходимые документы, и подписать автоматически сформированную анкету.
Заместитель начальника Управления развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России Юлия Колчева отметила, что для аграрного сектора ключевыми факторами остаются продвижение готовой брендированной продукции, расширение дистрибуции в розничных сетях и стабильность поставок. По ее словам, за рубежом востребованы российские продукты глубокой переработки.
Заседание показало, что национальный «зонтичный» бренд становится важным элементом государственной экспортной политики, формируя узнаваемый образ России и открывая новые перспективы для отечественного бизнеса на глобальных рынках.
Узнать больше о программе «Сделано в России» можно на официальном сайте.
Российский экспортный центр (РЭЦ, Группа ВЭБ) является государственным институтом, который поддерживает несырьевой неэнергетический экспорт. Он предоставляет компаниям из различных отраслей как финансовую, так и нефинансовую помощь на всех этапах выхода на международные рынки, в том числе в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Большинство услуг РЭЦ доступны онлайн на государственной цифровой платформе «Мой экспорт».