В Московской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол на тему «Налоговая реформа 2026: ключевые изменения, риски и новые требования для бизнеса», организованный Комитетом МТПП по налоговой политике и аудиту.
«Сегодня мы поговорим о налоговой реформе 2026 года: к чему она нас ведет и как к ней подготовиться с точки зрения финансового планирования. Когда бухгалтер приходит к собственнику с расчетом по налогам, у того сразу возникает вопрос: почему раньше не сказали? Чтобы такой ситуации не возникало, мы обсудим, как правильно оформить необходимые документы до 1 января, решить какие-то стратегические вопросы по перепланированию или оптимизации налогообложения, а также рассмотрим новшества, которые готовит нам 2026 год», – такими словами открыла мероприятие его модератор – председатель Комитета МТПП по налоговой политике и аудиту, управляющий партнер компаний «ЮРКОМ» и «ВАШКОНСАЛТИНГ» Юлия Зазуля.
«Сегодняшний круглый стол посвящен тому, как бизнес должен учитывать новации в области налогообложения при планировании своей деятельности на ближайшие годы, – отметил в своем приветственном слове вице-президент МТПП по работе с предпринимательским сообществом Александр Крутов. – Новации эти достаточно серьезны. Трансформация налоговой системы идет уже не первый день, соответствующий законопроект находится сейчас в Государственной Думе, и предпринимателям необходимо понимать, какие структурные перестройки в их бизнесе последуют за его принятием. Кроме того, основная обязанность системы ТПП – информировать исполнительные и законодательные органы о реакции бизнеса на планируемые нововведения. Мы уже в течение двух недель собираем соответствующие предложения от предпринимателей».
В ответ на это Юлия Зазуля напомнила, что Комитет МТПП по налоговой политике и аудиту совместно с Гильдией предприятий торговли и услуг при МТПП направил через Палату письма в Государственную Думу с просьбой не сильно снижать пороги доходов при применении упрощенной налоговой системы (УСН). «Письма на эту же тему направляли многие общественные структуры – в итоге порог по УСН был снижен до 20 млн рублей, также были сделаны послабления по страховым взносам», – отметила она.
Модератор напомнила, что к изменениям в Налоговый Кодекс, которые обсуждаются в Государственной Думе, и к грядущему усилению налогового контроля бизнесу следует готовиться заранее. «Реформа УСН – это не просто изменение ставок или порогов. Это переход от гибкой, регионально настроенной системы к унифицированной федеральной модели. Она станет более прозрачной и контролируемой, но менее вариативной и менее чувствительной к региональным особенностям», – отметила Юлия Зазуля. Она описала стратегию налоговой реформы-2026 и мотивы изменений, объяснила, что означает для бизнеса расширение доступа ФНС к финансовой информации (теперь налоговики будут узнавать о совершенной финансовой операции одновременно с банком и регулярно сопоставлять финансовые данные с декларациями). Благодаря цифровизации процессов, внедрению Единого регистра населения (ЕРН) и интеграции банковских и государственных систем ФНС получит доступ к значительно расширенному перечню сведений о гражданах. Спикер также рассказала, какие изменения произойдут в исчислении имущественных, земельных и транспортных налогов, как изменятся ставка и формула расчетов НДС (она привела несколько кейсов, в которых речь идет об ошибках при расчете НДС), объяснила, что нужно будет делать в случае превышения лимита доходов, также приведя кейсы на эту тему. Затем она проинформировала участников мероприятия о новых формах деклараций и уведомлений.
Далее речь шла об обязательном удержании пониженной ставки НДС минимум три года, ужесточении контроля со стороны ФНС, ответственности компаний в части НДС и упрощении управления налогами и взносами через Единый налоговый счет (ЕНС).
Представители топ-менеджмента ООО «Технологии Доверия – Консультирование» Светлана Стройкова и Ирина Цыганкова сделали доклад на тему «НДС-2026 для налогоплательщиков на УСН: новые вызовы». Они рассказали о снижении порогов освобождения от НДС для этой категории, обсудили, кого именно коснётся это снижение, познакомили слушателей со специальными ставками НДС для плательщиков на УСН, применением налоговых льгот (в том числе о том, как подтвердить льготируемую операцию) и формами отчетных документов. Далее спикеры раскрыли риски при понижении порогов для льготы по НДС для УСН.
Операционный директор аутсорсинговой компании ООО «БРИДЖ ГРУПП», сертифицированный налоговый консультант Юлия Баженова сделала доклад об отмене пониженных страховых взносов и кадровых рисках, а также о новых стандартах администрирования и налогового мониторинга. Она рассказала о различиях в общих тарифах МСП в 2025 и 2026 годах, влиянии нововведений на кадровую политику, а также о действиях, которые предпринимателям надо безотлагательно предпринять (оценка операционной эффективности бизнеса, проверка ОКВЭДов, проведение качественного финансового моделирования и т.д.). Во второй части своего доклада Юлия Баженова рассказала, как электронные документы в системе ФНС формируют единую картину в бизнесе, познакомила слушателей с утвержденными новыми форматами электронных документов, отметив при этом, что соблюдение этих форматов ляжет на бизнес дополнительными издержками. Далее спикер напомнила о продлении моратория на проверки бизнеса до 2030 года, но отметила при этом, что в ряде ситуаций предпринимателям не удастся избежать проверки, и привела соответствующие примеры.
Она также обратила внимание слушателей, что с 1 января 2026 года любой предприниматель будет иметь возможность запросить у налоговой инспекции досье по той или иной компании. Спикер рассказала об оптимизационных мероприятиях, которые происходят в налоговых инспекциях, системе налогового мониторинга и штрафах. В заключение Юлия Баженова представила шаги, которые бизнесу целесообразно предпринять в связи со всем вышесказанным – это, в частности, проведение качественного финансового моделирования, проверки своей компании на сайтах Роспотребнадзора, Трудовой инспекции, Генпрокуратуры, посредством сервисов ФНС и т.д.
В последнем блоке мероприятия Юлия Зазуля рассказала о так называемых «тихих» налоговых изменениях 2026 года: введении более строгих требований к раздельному учету по разным ставкам/режимам и отмене региональных льгот и налоговых каникул, которые ранее предоставлялись субъектам МСП, стартапам и инновационным компаниям, отдельным отраслям. Реальный выход для бизнеса с выручкой до 60 млн рублей спикер видит в автоматизированной упрощенной системе налогообложения (АУСН) – она представила слушателям чек-лист для перехода на нее. В заключение своего выступления Юлия Зазуля рассказала о будущем налогового мониторинга и контроля, подчеркнув, что наша страна в этом вопросе идет в общемировом тренде.
Доклады вызвали большое количество вопросов и оживленную дискуссию среди участников мероприятия.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы