Статья опубликована в № 3679 от 22.09.2014 под заголовком: Ориентиры: Пустоты для бизнеса

На офисном рынке Москвы арендуют 20% от построенного

Брокеры признали, что предложение офисов в Москве серьезно превысило спрос на них. Но девелоперами на этот год заявлен рекордный ввод новых площадей.

Уровень вакантных помещений в офисных комплексах классов А и В летом варьировался от 4% в классе В в Центральном деловом районе до 39% в классе А в ММДЦ «Москва-сити» (данные Colliers International). В то же время аналитики заявили, что в первом полугодии было введено в 1,5 раза больше помещений, чем за аналогичный период 2013 г., - почти 533 000 кв. м. Это самый высокий показатель за последние пять лет. Впрочем, значительная часть этого объема - бывший недострой, проекты, замороженные в 2008-2009 гг., отметили в Colliers International.

Большая их часть, увы, была обойдена вниманием арендаторов. По информации Cushman & Wakefield, за первое полугодие было арендовано и куплено 538 000 кв. м, но подавляющая часть сделок коснулась отнюдь не офисных новостроек - общий объем занятых арендаторами помещений за этот период увеличился всего на 110 000 кв. м, поглощение введенных за полугодие площадей составило около 20%. «Это означает, что потребности в дополнительных офисах невелики», - сказано в отчете аналитиков. «Заключение договоров по аренде сейчас происходит непосредственно перед введением здания в эксплуатацию, а обычно и позже», - говорит Лада Белайчук, директор отдела исследований Cushman & Wakefield. В лучшем случае срок экспозиции на рынке готовых офисных новостроек составляет от 6 до 12 месяцев, отмечает она.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты все как один сетуют на снизившуюся активность арендаторов. На поведение последних повлияла политическая и экономическая нестабильность, увеличившаяся в последние месяцы. И продолжает влиять все сильнее. Тем не менее, отмечают в компании JLL, на вторую половину года заявлена сдача 700 000 кв. м офисов, таким образом, по итогам 2014 г. в Москве может быть введено около 1,2 млн кв. м. «Данный результат станет наивысшим за последние пять лет», - подытоживают аналитики.

«Начиная с прошлого года число вводимых в эксплуатацию офисных площадей ежеквартально в 1,5 раза превышало их поглощение, - подсчитывает Алексей Богданов, партнер S.A. Ricci. - Учитывая заявленные объемы нового строительства, мы прогнозируем дальнейший рост показателя вакантности в бизнес-центрах со ставкой выше $700 за 1 кв. м в год». По их данным, за первое полугодие средний показатель уровня вакантных площадей в бизнес-центрах достиг 25% - почти как во время недавнего кризиса. Брокеры «большой пятерки» в своих оценках скромнее, полагая, что на московском рынке офисов в целом свободно примерно 15%. Эта цифра, прогнозирует руководитель направления аналитики рынков офисной и складской недвижимости компании JLL Александр Чуриков, может остаться актуальной до конца года, но лишь «при условии стабилизации макроэкономической ситуации». В противном случае, признается он, «прогноз может быть изменен в сторону увеличения» доли невостребованных кабинетов. Впрочем, отмечают в Colliers International, за пределами сформировавшихся зон деловой активности (например, на юго-востоке столицы) уже сейчас в среднем пустует 35% помещений.

Соответственно, ставки аренды, по выражению консультантов, «демонстрируют тенденцию к снижению». «Усиление конкуренции в офисах класса А привело к небольшому снижению ставок аренды до запрашиваемой суммы в $750 за 1 кв. м в год», - информируют аналитики Colliers International. По мнению Романа Щербака, замдиректора департамента офисной недвижимости компании Praedium, «докризисный офисный «фонд», который сейчас и вводится в эксплуатацию, перенасытил рынок, поэтому «собственникам необходимо проявить гибкость и реагировать [на ситуацию] адекватным снижением ставок». «Основным вопросом остается то, насколько владельцы офисной недвижимости закладывают риски снижения ставок, прогнозируя денежные потоки», - размышляют аналитики JLL. «К сожалению, остается еще много владельцев офисов и девелоперов, которые не готовы понять, что, если экономика не растет, новый спрос на офисы не формируется. Для них по-прежнему самым важным остается отбить затраты и получить прибыль независимо от внешних факторов», - резюмирует Лада Белайчук.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать