Статья опубликована в № 4091 от 08.06.2016 под заголовком: 5 млрд руб. за скорость

Банковские кредиты «Метростроя» превысили 5 млрд рублей

Компания строит метро по контрактам на 110 млрд рублей

Банковские кредиты ОАО «Метрострой» с учетом привлеченных в 2015 г. достигли более 5 млрд руб., следует из опубликованного вчера годового отчета. Основная причина роста кредитной нагрузки – проведение работ на ряде объектов до заключения государственных контрактов, следует из отчета. Компания работала в режиме постоянной нехватки средств, причем не только для приобретения материалов и оплаты машин и механизмов, но и для своевременной выплаты налогов и заработной платы сотрудникам, сказано в отчете. Кредитные линии открыты в ведущих российских банках, говорит представитель «Метростроя» Екатерина Гигиняк, не уточняя, в каких именно.

«Метрострой» одновременно строит в Петербурге четыре линии метро – Лахтинско-Правобережную и Красносельско-Калининскую, а также участок Невско-Василеостровской и участок Фрунзенского радиуса. Общая сумма всех контрактов – более 110 млрд руб. Основные акционеры компании – ГУП «Петербургский метрополитен» (25%) и комитет имущественных отношений Петербурга (21%), гендиректор компании Вадим Александров (13,62%) и его сын Николай (23,73%).

Гарантии под контракты «Метростроя» в 2014–2015 гг. предоставляли Росбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, Сбербанк, банк «Россия», БФА и ВТБ, следует из материалов «СПАРК-Интерфакса». У «Метростроя» действует банковская гарантия от банка «Санкт-Петербург», но живых денег банк компании не предоставлял на текущий момент, говорит первый зампред правления банка «Санкт-Петербург» Александр Конышков. Расчетные счета «Метростроя» есть в ВТБ, Северо-Западном Сбербанке, Газпромбанке, банке «Санкт-Петербург» и банке «Россия», следует из отчета компании за I квартал 2016 г.

Тайные связи

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти зарегистрировал иски от гендиректора «Метростроя» Александрова Вадима Николаевича и Александрова Николая Вадимовича к Связь-банку и ОАО «Метрострой». Связь-банк не кредитовал компанию, полагает близкий к банку человек. В банке вчера не ответили на запрос «Ведомостей»

На 1 апреля 2015 г. обязательства «Метростроя» по кредитной линии, открытой Сбербанком в конце 2013 г. до мая 2015 г., составляли 480 млн руб., по кредитной линии ВТБ (до июля 2015 г.) – 630 млн руб., банку «Россия» компания была должна 2 млрд руб., срок погашения – 20 мая 2017 г., следует из отчета за I квартал 2015 г. (В более поздних отчетах компания не детализировала информацию о своих обязательствах.) Средняя ставка по кредиту Сбербанка составляла 11% годовых, ВТБ – 12,45%, банка «России» – 17,5%, просрочек по этим кредитам не было.

Кредиторская задолженность «Метростроя» в 2015 г. составляла 4,4 млрд руб., в том числе долгосрочные кредиты и займы – 1,7 млрд руб., в 2014 г. кредиторская задолженность – 3,9 млрд руб., долгосрочных займов не было. В этом году компания занимать не планирует, уточняет Гигиняк. Представители Сбербанка и ВТБ от комментариев отказались.

Резкое сокращение доходной части бюджета привело к сокращению адресно-инвестиционной программы по строительству Красносельско-Калининской и Лахтинско-Правобережной линиям, отмечает компания. Приоритетное направление – участок Невско-Василеостровской линии со станцией «Новокрестовская», которая расположена рядом со стадионом на Крестовском острове. Контракт стоимостью 30 млрд руб. администрация Петербурга заключила с «Метростроем» в сентябре 2015 г. Согласно документам станции, которые необходимы для проведения чемпионата мира по футболу 2018 г., должны быть построены до 31 января 2018 г. В этом году «Метрострой» сможет освоить на Невско-Василеостровской линии 20 млрд руб., говорил в марте представитель компании. Он признавал, что работы отстают от графика из-за сложной геологии.

Выручка «Метростроя» за 2015 г. – 21,8 млрд руб., прибыль – 407,5 млн руб. Выручка компании за I квартал 2016 г. снизилась на 20% до 3,97 млрд руб., прибыль – почти в 3 раза до 70,9 млн руб., следует из отчета компании.

«Метрострой» – заемщик с низким уровнем риска, так как это компания с государственным участием, лидер в своей отрасли на региональном рынке, обладает значительными собственными средствами, которые существенно превышают кредитную нагрузку, объясняет представитель «БФА банка». В портфеле «Метростроя» высокая доля госзаказа, в кризис вслед за сокращением бюджета Петербурга уменьшается и финансирование компании, говорит топ-менеджер одного из банков. Очень рискованный заемщик, на его качестве сказываются плохие отношения с заказчиком, к примеру, цены на проведение работ изменились, но значительной корректировки бюджета по объектам не было, говорит его коллега из другого банка. Менеджер еще одного банка сказал, что не стал бы кредитовать «Метрострой».

Рентабельность «Метростроя» – около 10–15%, средние ставки в 13–13,5% – это дорого для компании, говорит один из собеседников «Ведомостей». Стадион уже похоронил несколько известных подрядчиков из-за спешки к чемпионату мира, напоминает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать