Государство отказалось увеличить отчисления застройщиков для защиты дольщиков

Депутаты предлагали увеличить их в 5 раз
Правила работы для застройщиков кардинально изменятся с 1 июля 2018 г., но отчисления в фонд защиты дольщиков им оставили на прежнем уровне / Евгений Егоров/ Ведомости

Отчисления застройщиков в Фонд защиты дольщиков останутся на прежнем уровне – 1,2% от стоимости каждого договора долевого участия, следует из поправок к закону о долевом строительстве (на прошлой неделе приняты в третьем чтении). Ранее на парламентских слушаниях председатель комитета Госдумы по собственности Николай Николаев заявлял, что с 1 октября отчисления возрастут до 3%, а с 1 января – до 6%. «Изменение тарифа должно было быть мотивационной мерой – переходить на использование в проектах эскроу-счетов. Но для это необходимо было прописать механизм перехода, а его пока никто не предложил», – говорит Николаев.

Ранее министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев сообщал, что на 1 января в России было остановлено строительство 1101 дома. А на 1 апреля эта цифра увеличилась на четверть – до 1261 дома. По словам близкого к федеральному правительству человека, сегодня количество обманутых дольщиков приближается к 200 000. Если ничего не менять, в течение 1,5–2 лет эта цифра может увеличиться в 2–2,5 раза.

Компенсационный фонд был задуман как альтернатива страхованию. Его главная задача – обеспечить финансирование достройки жилья в случае краха застройщика. Предполагается, что при возникновении проблемных строек госфонд должен изъять недострой, обеспечить финансирование завершения строительства объекта и проконтролировать передачу квартир дольщикам.

Отчисления в госфонд начались в октябре 2017 г., производиться они будут до 1 июля 2019 г., когда при продаже квартир застройщики будут обязаны использовать счета эскроу. Эта схема подразумевает, что застройщики перестанут напрямую привлекать средства дольщиков – деньги будут депонироваться на счетах в уполномоченных банках до конца строительства.

Текущего тарифа в 1,2% недостаточно для покрытия риска недостроя и исполнения фондом своих обязательств, указывает близкий к федеральному правительству человек.

Риски, по его словам, не покрываются кратно, это может привести к дефициту фонда на конец 2018 г. накопленным итогом более 30 млрд руб., а в перспективе трех лет – порядка 300 млрд руб. «Этот дефицит ляжет на бюджет страны, поскольку фонд является публично-правовой компанией. А президент ставил задачу – механизм не должен перекладывать ответственность застройщиков на бюджет», – продолжает собеседник «Ведомостей». Получить официальные комментарии в фонде не удалось.

Повышенные отчисления в 3–6% должны были простимулировать застройщиков скорее перейти на схему с эскроу, которая может защитить средства дольщиков. Перейти на работу с такими счетами застройщик может и сегодня. К этому подталкивают и власти – например, при использовании таких счетов перестает работать часть требований к застройщику: смягчаются условия по наличию опыта, не обязательно наличие 10% собственных средств, нет запрета на привлечение кредитов, выпуск ценных бумаг и т. д. Все эти нормы вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Строители рады, что норма по отчислениям осталась прежней. «1,2% – это приемлемая для застройщика сумма, соизмеримая со взносами в страховые компании. Для переходного периода на счета эскроу такая мера является оправданной», – комментирует директор по развитию компании «Гранель» Андрей Цвет. «С учетом ужесточения требований к финансовому состоянию застройщиков, к собственному капиталу, к введению банковского сопровождения и, как следствие, к контролю со стороны банков количество банкротств должно уменьшиться. Поэтому 1,2% – это статически достаточная величина», – соглашается сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров.

Деньги, отчисляемые сегодня в компенсационный фонд, управляющий партнер «Векторстройфинанс» Андрей Колочинский называет каплей в море. За текущий год компенсационный фонд может собрать, по предварительным расчетам, 3,5–4,5 млрд руб. Это незначительная сумма, учитывая, что ежегодно застройщики привлекают триллионы рублей, считает Колочинский. По его словам, изменение размера взносов в госфонд могло бы увеличить поступления, но для того, чтобы его резерва хватило на достройку нескольких проблемных проектов, нужно время. «Сегодня не менее половины объектов возводится по разрешениям на строительство, выданным до вступления в силу закона о компенсационном фонде. Таким образом, максимальный размер отчислений фонд мог бы начать получать только через 2–3 года», – резюмирует Колочинский.

В подготовке статьи участвовала Ольга Чуракова