Какое жилье предлагают людям, у которых на первом, втором и третьем месте – работа

Чаще всего покупают «квартиру для пиджака» москвичи, живущие за городом
«Квартиры для пиджака» (или апартаменты, они даже более популярны в этом качестве) компактны и оборудованы всем необходимым /ВТБ Арена парк

Жилье, которое заменяет гостиничный номер людям, погруженным в бизнес, занятым личной карьерой, прозвали «квартира для пиджака». В Москве, которая никогда не спит, такое предложение составляет почти треть в сегментах от бизнес-класса и выше.

Минимум по максимуму

«Квартиры для пиджака» (или апартаменты, они даже более популярны в этом качестве) компактны и оборудованы всем необходимым. Покупатель такой недвижимости рассчитывает максимально сократить затраты на переезд и обустройство, квартиры часто предлагаются с уже встроенной кухней и оборудованными ванными комнатами, описывает директор по маркетингу Insigma Group Кирилл Бортов: «Но главное – это комфортное пространство для отдыха после рабочего дня».

«Обращают внимание на близость к центру или деловому кластеру столицы, удобную транспортную доступность, а также эргономичность планировочных решений», – дополняет картину директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet Роман Родионцев. Круглосуточная доступность сервисов и инфраструктуры принципиально важна для тех, кто перманентно находится в деловых поездках. Гендиректор агентства «Бон тон» Наталия Кузнецова к перечню необходимых опций добавляет наличие закрытой территории, подземных паркингов. Также в поле зрения целевой аудитории попадают проекты, обеспеченные зонами коворкинга.

Захар Захаров, совладелец компании Woodstone

Когда говорят о «квартире для пиджака», речь, как правило, идет о жилье небольших размеров. Это может быть студия или квартира с одной спальней. Но главное – то, где она расположена: если и не строго внутри Садового кольца, то точно в «хорошем» бескомпромиссном центре. И все чаще это актив с сервисом гостиничного уровня, от консьерж-сервиса до доставки еды. Кто бы и что ни говорил о чиновниках, основная категория покупателей все-таки – это бизнесмены, как семейные, так и холостые. У нас, кстати, был один заказчик с довольно большой семьей – жена и трое детей, и вот он купил себе «квартиру для пиджака» такую, чтобы оставаться на ночь в Москве и повесить пиджаки могла вся семья: с тремя спальнями. Так что здесь, как говорится, у каждого свой пиджак. Чаще всего люди, которые покупают «квартиру для пиджака», – москвичи, живущие за городом. Условных жителей Сургута, которые содержат дорогую элитную квартиру в Москве для того, чтобы остановиться там несколько раз в году, немного. Однако сейчас в Москве стали появляться комплексы, маркетинг которых ориентирован именно на иногородних. Вообще, между москвичами и жителями регионов в выборе таких квартир основное отличие – адрес. Клиентам не из Москвы очень важен «красивый» адрес, они с удовольствием будут жить там, откуда коренной москвич, скорее всего, сбежит, – на Арбате, Никольской улице и т. д. Москвич же выберет просто хорошую квартиру в тихих Хамовниках или в районе Патриарших прудов. Ну а о том, чтобы сдавать такую квартиру в аренду в те дни, когда она пустует, обычно не может быть и речи. Во-первых, люди, которые покупают «квартиры для пиджака», априори не нуждаются в арендных платежах. Во-вторых, купив, например, актив за $1 млн, вложив еще немало в отделку и интерьеры, сдавать его даже за $1000 в неделю туристам или командированным нет никакого смысла: арендаторы могут так все испортить, что придется делать новый ремонт. Другое дело, если покупается апартамент в гостиничном проекте, где есть управляющая компания и все хлопоты с арендаторами и последствиями она берет на себя, – в этом случае сдача в аренду, конечно, возможна.

Соответственно, застройщики формируют предложение для деловых людей, у которых на первом, втором и третьем месте непременно стоит работа. Их не заботит детский садик или школа рядом (меньше расходы на создание этой инфраструктуры), они не должны быть обременены хозяйственными хлопотами по дому, в частности приготовлением обедов, уборкой помещений, стиркой и глажкой белья (больше внимания на организацию нужных сервисов). Более трети покупателей элитных «квартир для пиджака» – это владельцы компаний (35%), весомую долю также занимают руководители высшего и среднего звена – 26 и 10% из числа всех клиентов, рассказывает управляющий партнер Savills в России Дмитрий Халин. Почти половина из них – без детей, у многих семьи живут в загородных домах. Управляющий директор «Метриум премиума» Илья Менжунов указывает на спрос со стороны региональных покупателей, которые часто бывают в столице по работе и предпочитают останавливаться в собственном жилье, а не в гостинице. Основную долю покупателей составляют мужчины. Но и женщины не исключение: обобщая данные экспертов, можно говорить, что их число приближается к трети владельцев «квартир для пиджака».

«Сегодня на то, что выбирают активные предприниматели и люди бизнеса, прежде всего оказывают влияние их образ жизни и более широкий кругозор – они много перемещаются по свету, видят примеры успешного зарубежного девелопмента, получают много информации от друзей и бизнес-партнеров. В поездках они живут в хороших отелях либо апартаментах с высоким уровнем сервиса, и все это, естественно, хотят видеть в жилье, которое используют в Москве», – говорит Менжунов.

«Путешествуя налегке, они рассчитывают вести привычный образ жизни в любом городе, не расставаясь с любимыми вещами, и, как правило, владеют несколькими апартаментами в мировых столицах», – добавляет директор по продажам Capital Group Оксана Дивеева. Покупки всегда максимально рациональны, когда бизнесмены выбирают компактное жилье для временного пользования, говорит она. Да, «квартира для пиджака» – роскошь, которую могут позволить себе состоятельные люди, уже имеющие дорогостоящее жилье со всеми удобствами в статусном столичном районе или же на престижном загородном направлении. Однако оптимальны для покупателей лоты без лишних изысков.

По понятным причинам больше всего малогабаритных элитных апартаментов в башнях «Москва-сити», где деловая жизнь столицы представлена в максимально концентрированном виде. Генеральный директор «Башни Федерация» Михаил Смирнов уверен, что новый импульс покупкам апартаментов «для пиджака» в «Сити» придаст объявленный переезд сюда 14 федеральных министерств: «Мы чувствуем нарастание спроса на качественные дорогие лоты, где клиенты планируют отдыхать или работать между встречами. Если ранее многие, приехав в город утром, перемещались между офисом и переговорами в разных районах столицы, то сейчас все нужные контрагенты будут находиться в одном месте. Можно будет более эффективно использовать время и для работы, и для отдыха. Тем более что, несмотря на устойчивый миф о перегретости цен в «Москва-сити», качественный лот с панорамным видом от 70-го этажа может стоить не так дорого – от 26 млн за 50 кв. м».

Сейчас в премиум-классе самым популярным проектом Кузнецова называет строящуюся Neva Towers, на долю которой приходится 45% покупок, по статистике с начала года. В среднем 448 000 руб. за 1 кв. м, от 19,4 млн руб. за лот. Наибольшим спросом пользуются помещения в 45–52 и 64–67 кв. м (двух- и трехкомнатные). На втором месте по числу сделок – «ВТБ арена парк» (30%), срок сдачи корпусов в котором намечен на III квартал этого года, цена – 383 000 руб. за 1 кв. м, минимум 11,9 млн руб. за лот. Среди интересных предложений вне «Сити» эксперты также называют Magnum в Хамовниках (411 000 руб./кв. м, 23,6 млн руб. за квартиру), RED7 на Садовом кольце (330 000 руб./кв. м, от 10,4 млн руб. за квартиру), более дорогие – «Звезды Арбата» на Новом Арбате, 32 (776 500 руб./кв. м, 39,9 млн руб.), и ЖК «Софийский» на Софийской набережной (838 800 руб./кв. м, от 26,3 млн руб. за апартамент).

«В перспективе с развитием концепции сервисных апартаментов среди покупателей «квартир для пиджака» более востребованным станет арендное жилье: долгосрочная аренда апартаментов вблизи деловых районов – это гибкое и выгодное решение», – считает Бортов. Уже были прецеденты, когда компании, арендовавшие офисные помещения в деловом центре, меняли дислокацию, т. е. переезжали в другие здания Москвы. И в более выгодном положении оказывались те сотрудники, которые не покупали поблизости квартиры в собственность, а всего лишь арендовали их.