В России сняли энциклопедию допинга: там новые детали про Родченкова и вся история расследований

    Премьеру продали сервису Premier
    Premier

    15 сентября в списке бесплатных новинок онлайн-кинотеатра Premier появился документальный сериал «Допинг. Всемирная история». Почти 300 минут разножанрового видео объясняют зрителю, как запрещенные препараты стали главными героями большого спорта, а охота на атлетов, которые их применяют, – дежурным сюжетом новостей.

    /Premier

    Беспристрастное кино

    Посмотрев все шесть серий, можно узнать множество интересных фактов. Какой допинг предпочитали римские гладиаторы? Зачем балерины используют фуросемид, за который отбывала дисквалификацию Алина Кабаева? И когда операция по смене пола станет популярной допинг-манипуляцией?

    Пересказывая историю антидопингового движения, фильм фиксирует ее ключевые события и, конечно, не обходится без упоминания самых звонких скандалов. Российскому сюжету посвящено две серии. В них присутствуют элементы расследования – например, создатели проекта отыскали в США и первыми пообщались с бывшим сотрудником Московского антидопингового центра Виктором Уральцем, который в 1980-х принимал перспективного студента-химика Григория Родченкова на работу. Но общее настроение фильма строго повествовательное.

    Авторы не стремятся вскрыть новые обстоятельства допинг-дел и дать оценку действующим лицам. «Мы сразу решили, что это будет не личностный проект, не авторское кино, – объясняет «Ведомости. Спорту» один из продюсеров, Дмитрий Иванов. – Мы хотели создать энциклопедию спокойно, бесстрастно, не принимать чью-либо сторону. Показать, как этот мир крутится».

    Так среди спикеров сериала оказались и разоблачители России из WADA (первый президент организации Дик Паунд и автор докладов про Сочи-2014 Ричард Макларен), и уличенные в допинг-махинациях российские чиновники и спортсмены (экс-глава Федерации легкой атлетики Валентин Балахничев, пожизненно дисквалифицированный IAAF / World Athletics, экс-биатлонист Дмитрий Ярошенко, пойманный на эритропоэтине).

    Тем, кто внимательно следил за развитием допинг-расследования вокруг России, сериал вряд ли сообщит много нового, но точно добавит красок в портрет Родченкова. «Он всем нравился, мог в пять минут любого человека сделать своим другом», – раскрывает секрет успешной карьеры бывшего коллеги Уралец. А закадровый голос добавляет подробностей о спортивных победах молодого Родченкова: в начале 1980-х Григорий установил личный рекорд в беге на 1500 м (3:44,5), используя коктейль из психостимуляторов и станозолола.

    Создатели фильма пытались связаться с Родченковым, который включен в программу защиты свидетелей ФБР и общается с внешним миром через адвоката, но безуспешно. «Может, если он посмотрит серию, посвященную лично ему, у него появится желание выйти на контакт», – говорит соавтор фильма Наталья Марьянчик. Тогда придется снимать второй сезон, тем более что у авторов осталось много неиспользованного материала: первая версия каждой серии длилась 1,5 часа, пришлось урезать до 45–50 минут.

    Спрос на контент

    Идея сделать сериал про допинг принадлежит Дмитрию Иванову. Журналист по образованию, он построил PR-карьеру, затем работал топ-менеджером в спортивных клубах, а в 2016 г. возглавил аппарат Независимой общественной антидопинговой комиссии, созданной по инициативе президента Владимира Путина.

    «В ходе работы я понял, что огромный пласт информации по теме допинга – от препаратов до скандалов – никем не систематизирован, – рассказывает Иванов. – Мне показалось интересным выстроить историческую перспективу. Тем более что за последние годы существенно изменились векторы влияния внутри индустрии спорта. Допинг у всех на устах, он не исчезает из мировой повестки дня. Отчасти изменилась даже схема появления темы спорта в СМИ – не через рекорды, а через скандалы, нередко связанные с запрещенными препаратами».

    Стать автором сценария Иванов предложил обозревателю «Спорт-Экспресса» Наталье Марьянчик. Первую серию и план следующих пяти она написала в период строгого карантина в 2020 г. Как только у проекта появился продакшн-партнер – им стала студия «Бюро-78», которая специализируется на спортивном контенте, – началась активная работа. Прежде всего поиск финансирования.

    Создатели сериала обращались в «Яндекс», Okko, Kion. «Мы предложили проект нескольким платформам, – комментирует Иванов. – Не везде были готовы сразу его профинансировать, но «нас это не интересует» не сказал никто».

    Появление онлайн-платформ расширило потенциальную аудиторию кинопродукции и увеличило спрос на контент, объясняет «Ведомости. Спорту» ситуацию на рынке продюсер и режиссер Марат Ким. «К тому же в связи с изоляцией люди стали искать новое, им уже недостаточно двух кнопок в телевизоре, – добавляет он. – Отсюда спрос на самые разные, порой неочевидные темы и жанры».

    Договорные обязательства

    Осенью 2020 г. авторы сериала подали заявку на конкурс Института развития интернета (ИРИ). К весне 2021 г. из 450 проектов выбрали 40 – в их числе оказался сериал о допинге.

    В пресс-службе ИРИ выбор объяснили «высокой экспертной оценкой» перспектив проекта, который способствует «формированию у молодежной аудитории негативного отношения к нарушениям антидопинговых правил». Объем финансирования, предоставленного создателям сериала, не разглашается. Известно лишь, что на реализацию всех 40 проектов, победивших в конкурсе, выделено более 1,1 млрд руб.

    «Речь не о миллионах долларов, а о нескольких миллионах рублей, – уточняет основатель «Бюро-78» и продюсер сериала Вадим Косанев. – Никаких лишних двух-трех нулей там нет. Документальное кино априори не может, не должно стоить космических денег. К тому же средства от ИРИ выплачиваются частями – всю сумму мы должны получить до конца года, так что, как говорится, «гуляли» мы на свои».

    Создателям пришлось потратиться на организацию съемок в 10 странах – в фильме с участием около 50 спикеров нет ни одного Skype-интервью, – на авторские права за использование архивных материалов, а также на команду из 40 человек.

    В пресс-службе ИРИ отмечают, что финансирование конкурсных проектов происходит в рамках договора. Если не выполняются обязательства по охвату аудитории (планка для сериала «Допинг. Всемирная история» – 3,6 млн просмотров, включая соцсети), следуют штрафные санкции. По словам Косанева, реальные расходы на создание сериала на 30% превысили средства, выделенные ИРИ. Но «лишние» затраты планируют компенсировать за счет дистрибуции.

    Право эксклюзивного показа на первый месяц получила платформа Premier – она первой откликнулась на запрос создателей фильма. Уже ведутся переговоры о показе сериала на российском ТВ, но авторы проекта, который посвящен мировой истории допинга, рассчитывают и на успех международной дистрибуции. «Сейчас мы делаем перевод на немецкий, английский, итальянский, – говорит Иванов. – Дилеры в Италии, в Германии уже работают».