Оценить юных футболистов помогает искусственный интеллект. Дают шанс пробиться из любой глубинки

    Российское приложение JuniStat уже работает на английском, испанском и португальском
    Академия ФК «Ростов»

    В условиях пандемии поиск и воспитание молодых талантов во многом определяют успех профессиональной команды. Технологии дополненной реальности и машинное зрение помогают большим клубным академиям и будущим звездам быстрее найти друг друга

    Одним из главных трендов футбольного трансферного лета – 2021 стало внимание к молодым игрокам: по данным ФИФА, 43,9% сделок и 58% расходов пришлись на футболистов 19–23 лет. Финансовые трудности, вызванные пандемией, заставили многие клубы – и не только в футболе – скорректировать трансферную политику с учетом экономии и решения долгосрочных задач. В связи c этим вопрос поиска юных талантов стал еще более актуальным: чем раньше перспективный ребенок попадает в систему подготовки при клубе, тем больше шансов к +/-20 годам получить классного игрока – в свою команду или на продажу. Эффективности поиску могут добавить новые технологии.

    Объективная оценка

    Помочь пробиться в профессионалы юным футболистам из провинции, у которых нет доступа к качественной инфраструктуре, – с такой идеей весной 2021 г. стартовало приложение JuniStat. В первой версии дети снимали на видео свои тесты, а детские тренеры из ведущих клубов Европы («Барселоны», дортмундской «Боруссии», ПСЖ и др.) оценивали их и давали рекомендации.

    Сооснователь и генеральный директор JuniStat Глеб Шапортов в интервью «Ведомости. Спорту» вспоминает, что в таком формате проект работал три-четыре месяца и за это время стала очевидной проблема – субъективность. Одного и того же игрока тренер из «Ювентуса» мог оценить высоко, а представитель «Боруссии» – средне или даже низко.

    «Все дело в разнице подходов, – объясняет Шапортов. – К тому же наши услуги стоили от 1500 руб. – а для глубинки это существенная сумма, не все родители могли себе позволить. Параллельно в общении с футбольными школами ЦСКА, «Краснодара», «Спартака» и другими мы поняли, что у них есть запрос на тестирование воспитанников. То есть инструмент для оценки нужен и академиям, и детям, которые только хотят туда попасть».

    Команда JuniStat разработала сервис с использованием технологии искусственного интеллекта, состоящей из дополненной реальности и машинного зрения на базе нейросетей. Приложение показывает, как нужно расставить фишки на поле, совместив с отметками на экране. Затем от игрока требуется выполнить несколько упражнений, а система оценит его по нескольким параметрам – от скорости до высоты прыжка.

    В JuniStat уже зарегистрированы 15 000 детей (более половины активно пользуются сервисом), и чем больше молодых футболистов проходят тесты, тем точнее в будущем искусственный интеллект сможет прогнозировать развитие молодых игроков. На основе собранных данных получится давать рекомендации: например, какая позиция на поле лучше подходит игроку с конкретными показателями.

    Подписная модель

    Проект JuniStat изначально задумали как венчурный: идеальный план – отработать в России технологию и принципы развития, а затем выйти на международный рынок. Шапортов в разговоре с «Ведомости. Спортом» напоминает, что в мире футболом занимаются около полумиллиарда детей, в то время как в России – всего 2,5 млн.

    «На старте мы посчитали, что разработка технологии для запуска проекта обойдется нам в $250 000, и получили их в качестве инвестиций, – говорит Шапортов, не раскрывая имя инвестора. – Найти эти деньги было трудно, потому что спорттехинвесторов в России очень мало, хотя у нас все получилось быстро: этап фандрайзинга прошли примерно за три месяца».

    Следующие полгода ушли на разработку: начали в октябре 2020 г., а в марте уже выпустили приложение для Android, в мае добавили вариант для iOs. Приложение монетизируется за счет дополнительных услуг для пользователей. В нем есть, например, подписка за 490 руб. в месяц или 4900 руб. в год – оплачивают родители, которые хотят, чтобы профили детей были доступны для клубов и скаутов. Кроме того, с JuniStat уже работают несколько клубов из профессиональных российских лиг («Ростов», «Велес», «Родина»), белорусский БАТЭ, ведущие академии (например, СШОР «Зенит», Академия имени Коноплева), два крупных скаутинговых агентства и полтора десятка сетевых футбольных школ.

    Без подписки основными функциями тоже можно пользоваться, но только в личных целях – без возможности быть замеченным. Кроме того, за дополнительную разовую плату можно подать заявку скауту, чтобы тот оценил перспективы игрока и мог предложить варианты развития карьеры. В планах проекта сделать систему оплаты более гибкой: для совсем юных футболистов доступ к дополнительным услугам будет дешевле.

    По словам Шапортова, в России на продукт пока реагируют неоднозначно, но проект рассчитывает на интерес европейских клубов, где внимательно следят за технологичными новинками. В середине октября 2021 г. в сервисе стал доступен выбор языка: кроме русского – английский, испанский или португальский, и это уже привлекло внимание юных игроков из Европы и Южной Америки. Кроме того, в режиме бета-версии уже доступно приложение JuniCoach для общекомандного тестирования футболистов – руководитель проекта называет такое предложение уникальным для рынка.

    НБА вложилась в будущих героев

    Баскетбольное приложение Homecourt, напоминающее по функционалу JuniStat, за четыре раунда инвестиций c 2019 г. привлекло уже более $37 млн. Причем среди тех, кто вложился в проект, не только владельцы баскетбольных клубов (предприниматели Марк Кьюбан, управляющий «Даллас Маверикс», и сооснователь Alibaba Джо Цай, купивший «Бруклин Нетс» у Михаила Прохорова) и баскетболисты (Стив Нэш, Брэдли Бил, Джо Харрис и др.), но и сама Национальная баскетбольная ассоциация (НБА).

    Начав с $4 млн, привлеченных на разработку летом 2018 г., компания нарастила рыночную стоимость более чем до $200 млн и в мае 2021 г. закрыла четвертый раунд инвестиций для дальнейшей мировой экспансии на $20 млн. Сервис заявляет, что охватил уже 170 стран и сочетает в себе массовость с возможностью для юных баскетболистов расти профессионально. НБА, например, объявляла о сделке вскоре после драфта-2019 с четким посылом: Homecourt поможет находить и развивать будущих молодых героев лиги.

    Российские футбольные клубы, у которых есть собственные академии, кроме контроля за прогрессом своих воспитанников с помощью технологичного приложения решают еще и скаутинговые задачи. Работа с данными упрощает первичный отбор футболистов и позволяет сузить область поиска по нужному параметру.

    «С помощью фильтров мы выбираем игроков конкретного возраста и позиций, которые могут быть нам интересны, – рассказывает «Ведомости. Спорту» директор Академии «Ростова» Антон Тупиков. – Выбираем лучших под свой запрос, смотрим результаты тестов, видеозаписи и определяемся, приглашать ли конкретного футболиста на просмотр».

    Представитель «Ростова» подчеркивает, что скаутинг уже делится на визуальный и цифровой, а сочетание этих двух путей как раз и способно дать наилучший результат. Он обращает внимание, что на уже привычных рынку платформах – как InStat или WyScout – детско-юношеский футбол почти не охвачен, поэтому в клубе рады появлению проекта в этой нише.

    Тупиков уточняет, что даже самое совершенное приложение не может заменить живого просмотра скаутом – такой формат остается в приоритете, но сервис помогает дотянуться до удаленных регионов России, куда специалисты клуба далеко не всегда доезжают. «Важно понимать, что такие технологичные инструменты – это только дополнение к реальному поиску талантливых игроков, – говорит Тупиков. – Но мне бы хотелось, чтобы они как можно быстрее проникли в детско-юношеский футбол, чтобы у юных футболистов из глубинки было больше шансов пробиться».

    Другие материалы в сюжете