GPS-трекеры помогают спортсменам предупреждать травмы. А производителям — зарабатывать даже в пандемию

    Как устроен успешный бизнес
    Getty Images

    Технологии становятся рутинной частью спорта: GPS-трекеры теперь не роскошь, а необходимость для клубов с амбициями. Ведущие компании-производители строят на этом бизнес.

    Трекер предупредит травму

    Использование современных технологий в спорте расширяется с каждым сезоном, некоторые методики, например сбор координатных данных, уже стали дежурными в крупнейших мировых лигах. В том числе в Российской премьер- лиге футболисты давно надевают под игровые майки топы со специальными датчиками.

    Первооткрывателем направления была североирландская компания STATSports, основанная еще в 2007 г. За несколько лет технология стала востребованной, а GPS- датчик размером со спичечный коробок, размещенный в жилете между лопатками, – одним из обязательных атрибутов топ-клубов. Причем не только футбольных: быстро подключились команды НБА, Национальной футбольной лиги (НФЛ) – главного турнира по американскому футболу и др.

    Позже на рынке появились аналогичные продукты других брендов – Gpexe, ChyronHego, PlayerMaker. Все они функционируют схожим образом: трекер собирает подробные данные о перемещении игрока на тренировке или в матче – километраж, скорость, пульс и т. д. На основе объективных показателей система делает выводы о физическом состоянии спортсмена – готов ли организм воспринять дополнительную нагрузку или на фоне усталости есть риск получить травму.

    Представители разных компаний-разработчиков часто приводят пример того, как трекер помогает снизить травматичность: устройство заметит, если спортсмен при беге неравномерно распределяет вес тела, нагружая одну ногу больше другой. Это сигнал для медицинского штаба: возможно, игрок на грани травмы или уже ее получил и таким образом – подсознательно или осознанно – себя бережет.

    $37,5 млн выручки

    Один из ключевых игроков на рынке трекеров для профессионального спорта – компания австралийского происхождения Catapult. В конце осени она опубликовала финансовый отчет, по которому можно оценить востребованность продукта.

    Выручка компании за полгода с 1 апреля по 30 сентября 2021 г. составила $37,5 млн – по этому показателю Catapult прибавила 13% относительно предыдущего полугодия. Как объясняется в отчете, скачка удалось добиться за счет активного перехода на подписную модель (продажи выросли на 29%, сейчас она приносит 86% выручки) взамен разовых продаж (они как раз планово упали). Прибыль до вычета налогов и амортизации (EBITDA), несмотря на перестроение финансовой модели и переход к распределенному доходу от крупных разовых траншей, превзошла ожидания и составила $1 млн.

    При этом компания за отчетный период более чем в 2 раза увеличила затраты на исследования и развитие – до $6 млн (на это уходит более 17% выручки), а также удвоила банковские запасы: добавила $19,9 млн, доведя общую сумму до $42,1 млн. Рыночная капитализация компании (торгуется на Австралийской фондовой бирже с 2014 г.) на середину декабря 2021 г. составляет $232 млн.

    «Ведомости. Спорт» связался с генеральным директором Catapult Sports, чтобы обсудить причины быстрого роста компании и рынка в целом. Уилл Лопес возглавляет проект с ноября 2019 г., до этого почти 20 лет работал в компании Audible (онлайн-сервис для разговорного контента) из семейства Amazon.

    /Mitchell Gunn / Contributor

    «Мы предоставляем продвинутые данные, но принцип работы по- нятен даже неподготовленному человеку, – объясняет Лопес. – Допустим, мы с вами бежим 1 км, прибегаем в одно время, но для вас это было легко, а я не в лучшей форме, поэтому затратил намного больше сил. Детальные сведения помогут понять, кому из нас какие тренировки нужны прямо сейчас, ведь при таком раскладе мы не должны выполнять одни и те же упражнения».

    Лопес добавляет, что сейчас координатные трекеры – базовый продукт для компании, но уже активно продаются и другие разработки – например, для видеоанализа. Система позволяет по записи определять основные параметры двигательной активности игроков, что полезно при подготовке к конкретному сопернику. Сервисом уже пользуются более 300 клубов на высшем уровне: по словам Лопеса, охвачено примерно по 80% Английской премьер-лиги и Бундеслиги, все клубы НФЛ, большинство команд НХЛ, а также футбольные федерации Франции, Аргентины и др.

    Проект растет в среднем на 25–40% ежегодно, даже несмотря на пандемию, которая резко сократила доходы спортивных клубов – основных потребителей разработок Catapult. В течение полугода ожидается релиз новой платформы. Она объединит разные услуги компании в одном сервисе, вероятно, туда интегрируют и инструменты для прогнозной аналитики. Сейчас Catapult активно применяет их в «Формуле-1»: перед каждой гонкой моделируют около 2 млн различных сценариев, где учитываются детали вплоть до изменения температуры воздуха и асфальта, чтобы выявить наиболее вероятные варианты развития событий. Эти данные помогают гоночным стратегам команд принимать ключевые решения во время этапа.

    Навстречу «Спартаку»

    Среди партнеров в России Лопес выделяет московские «Спартак» и «Локомотив», а также «Краснодар». При этом, как и на других сопоставимых по масштабу рынках, компания планирует работать не только с топ-клубами. В том числе, для того чтобы дотянуться до первой-второй лиги, компания создает упрощенные сервисы, где тренер может сам получить и проанализировать базовую информацию с трекеров, не привлекая к этому профильного специалиста (на которого у клуба просто может не быть денег).

    «Еще одно направление, где мы хотим видеть наши данные в упрощенном, понятном широкому кругу виде, – телетрансляции, – добавляет Лопес. – Мы экспериментировали в австралийском регби: в реальном времени показывали пульс игрока перед ключевыми ударами – как он успокаивается, чтобы пробить точно, и как потом показатель меняется в зависимости от результативности удара».

    И все же большой спорт по-прежнему ключевое направление для Catapult. Причем, несмотря на большое количество клиентов, компания готова настраивать свои продукты под нужды конкретных партнеров, рассказали «Ведомости. Спорту» в «Спартаке»: предлагает тестовые варианты новых функций, оперативно создает по запросу шаблоны для отчетов, которых нет в базовом наборе.

    Стоимость контракта с Catapult в «Спартаке» не раскрывают, но уточняют, что цена зависит в том числе от объема сотрудничества. Так как московский клуб использует технологию не только для основного состава, но и в «Спартаке-2», молодежной команде и старших возрастах академии, условия намного выгоднее базового предложения.

    Другие материалы в сюжете