В «Формуле-1» ждут 11-ю команду. Ее дебют может состояться только через два года
Заявку «Андретти» согласовала Международная автомобильная федерацияПрием заявок на участие в «Формуле-1» FIA открыла в начале года. Заявки рассматривались в два этапа, которые включали в себя проверку спортивных, технических, финансовых возможностей, а также оценку критериев экологической устойчивости. Она связана с принятым ФИА моторным регламентом на 2026 г., согласно которому двигатель должен работать на 100-процентном экологически нейтральном топливе, Гибридная составляющая может быть поднята до 50%, а финансовые расходы на силовые установки будут уменьшены.
До второй стадии отбора были допущены лишь четыре команды. FIA не стала раскрывать их названия. В открытых источниках, помимо «Андретти», в 2023 г. упоминались британская команда «Хайтек», азиатская LKY SUNZ, Rodin Carlin, а также проект Formula Equal, запустить который планировали в одной из стран Персидского залива.
Американской командой руководит Майкл Андретти – сын знаменитого гонщика Марио Андретти, который выступал в «Формуле-1» с 1968 по 1982 гг., выиграв 12 Гран-при и завоевав титул чемпиона мира в 1978-м. После ухода из «Королевских гонок» Андретти-старший становился чемпионом серии Индикар, а в 60-летнем возрасте участвовал в «24 часах Ле-Мана». Его сын ограничился лишь одним неполным сезоном в «Формуле-1» – в 1993-м он выступал за «Макларен», но еще до окончания чемпионата уступил свое место в команде Мике Хаккинену.
До подачи заявки на участие в «Формуле-1» команда Майкла Андретти выступала в «Формуле E» (класс автогонок, в которых участвуют электромобили с открытыми колесами), ралли и гонках на выносливость. Также коллектив представлен в американской серии NASCAR.
Прорыв в «Формулу-1» Андретти изначально планировал осуществить, выкупив контрольный пакет акций одной из команд чемпионата. В 2021 г. он вел переговоры о покупке «Заубера» (сейчас она выступает под названием «Альфа Ромео) за 350 млн евро. По словам Андретти, вторая сторона отказалась от сделки в последний момент. Собственником команды осталась швейцарская инвестиционная компания Longbow Finance.
«Это была какая-то шутка. Мы были на месте, все было готово. У нас была назначена дата подписания, и буквально за два дня до этого они изменили условия. По сути, они хотели сохранить контроль над командой. Я ответил, что так быть не должно. Они внезапно захотели получить право вето на все. Это было ужасно, мы потеряли очень много времени», – вспоминал Андретти в марте 2022 г. В результате он принял решение объединиться с «Кадиллак» – подразделением американского автогиганта General Motors.
Вопрос о том, с какого сезона количество команд в «Формуле-1» возрастет с 10 до 11, остается открытым. Во многом это связано с условиями Договора согласия, по которому любой новый коллектив, намеревающийся участвовать в чемпионате, должен совершить взнос в размере $200 млн. Эти средства необходимы для того, чтобы «Формула-1» удостоверилась в состоятельности подавшей заявку компании. При этом сумму распределят между всеми коллективами серии в качестве компенсации за необходимость делить призовые между 11 «конюшнями» вместо 10.
Участники чемпионата мира считают сумму в $200 млн недостаточной. Это аргументируется существенным ростом стоимости команд за последние годы. В частности, по подсчетам Forbes, за последние четыре года средняя стоимость команд чемпионата увеличилась с $500 млн до $1,88 млрд. В настоящее время сразу семь из 10 коллективов «Формулы-1» стоят дороже $1 млрд. В новом Договоре согласия хотят увеличить размер вступительного взноса до $600 млн, но его подписание состоится только в 2026 г.
Действующий «Договор согласия» – основополагающее соглашение о проведении турнира между ФИА, командами «Формулы-1» и компанией Formula One Management. По договору ежегодные выплаты получают только десять призеров. В 2022 г. выплаты составляли от $52 млн (столько заработала команда «Торо Россо») до $205 млн. Делиться доходами с 11-й командой на нынешних условиях участники «Формулы-1» не хотят.