В «Формулу-1» хотят попасть две новые команды. Действующие участники отказываются их принимать

    Причины — в возможном снижении доходов и низком уровне кандидатов
    Сейчас в «Формуле-1» выступает десять конюшен /picture alliance / HOCH ZWEI

    В «Формуле-1» впервые с 2016 г. могут появиться новые команды. О намерении подать совместную заявку для участия в элитной серии гонок объявили американский гоночный коллектив «Андретти» и автопроизводитель «Кадиллак», принадлежащий корпорации General Motors.

    Их пресс-релиз появился спустя несколько дней после заявления президента Международной автомобильной федерации (ФИА) Мохаммеда бен Сулайема о готовности рассмотреть заявки на вступление в «Формулу-1» со стороны новых команд.

    Интерес американцев к «королевским гонкам» вполне объясним — в последние годы в США бум популярности «Формулы-1». Он вызван выходом на Netflix документального сериала Drive to Survive, в котором рассказывается о закулисье чемпионата. Благодаря этому шоу аудитория телетрансляций «Ф-1» в США с 2018 по 2021 гг. увеличилась почти в два раза — с 547 000 до 928 000 зрителей за гонку. В сезоне-2022 в календаре появился второй этап на территории Штатов — к Гран-при США (он проходит в Остине) добавился Гран-при Майами. Гонка, состоявшаяся 8 мая, собрала рекордную аудиторию в США: ее смотрело в среднем 2,9 млн человек. За уик-энд международный автодром Майами посетили 242 955 человек, что стало новым рекордом. В 2023 г. в расписании «Ф-1» появится третий этап в США — Гран-при Лас-Вегаса.

    При этом в «Формуле-1» пока только одна американская команда — «Хаас», но, учитывая возросший интерес заокеанской аудитории, попасть в число участников чемпионата теперь хотят многие представители автопрома США. Бизнесмен Майкл Андретти, сын чемпиона мира 1978 г. Марио Андретти, неоднократно заявлял о желании создать команду в «Формуле-1», и сейчас его шансы как никогда высоки. При этом раньше 2026 г. коллектив «Андретти-Кадиллак» в элитной серии ждать не стоит — ФИА, курирующей проведение «королевских гонок», нужно время для рассмотрения заявки. Кроме того, «Андретти-Кадиллак» и самой необходимо пройти ряд формальных процедур — договориться с поставщиком двигателей (по информации Autosport.com, им может стать «Хонда»), заплатить обязательный взнос в $200 млн для новых участников и добиться согласия на вступление со стороны всех десяти команд серии.

    С последним пунктом могут возникнуть большие проблемы. Как отмечает Reuters со ссылкой на высокопоставленный источник в одном из коллективов «Ф-1», принятие «Андретти-Кадиллак» в чемпионат «крайне маловероятно». Главным препятствием может стать действующий «Договор согласия» — основополагающее соглашение о проведении турнира между ФИА, командами «Формулы-1» и обладателем коммерческих прав чемпионата, компанией Formula One Management. По договору ежегодные выплаты получают только десять призеров — таким образом, в случае появления 11-го коллектива какая-то из конюшен может остаться минимум без $52 млн в год.

    Есть у нынешних участников сомнения и в уровне «Андретти». Команда участвует во многих гоночных сериях (среди них IndyCar, Extreme-Е, Supercars), но нигде не входит в число грандов. Глава «Мерседеса» Тото Вольфф открыто говорит, что «Андретти» пока не готова к выступлению в «королевских гонках»: «У нас уже есть десять франшиз, которые, как мы надеемся, могут увеличить ценность Формулы-1. И я не думаю, что стоит выдавать новые франшизы людям, которые не способны поднять общую ценность чемпионата».

    «Андретти-Кадиллак» — не единственный коллектив, стремящийся выступать в «Формуле-1». В 2026-м в элитной серии гонок намерена дебютировать «Пантера Азия» — команда, базирующаяся в Великобритании, но ориентированная на азиатский рынок. Конюшня впервые объявила о желании попасть в «Ф-1» в 2019 г., но только сейчас подобралась к тому, чтобы подать заявку.

    7 января портал Planet F1 опубликовал большой материал о проекте, в котором создатель и руководитель «Пантеры Азии» Бенжамен Дюран рассказал ключевые вещи о своей команде. «Мы считаем, что следующим в автоспорте будет развиваться азиатский рынок. Особенно с учетом того, что в чемпионате есть [китайский гонщик «Альфа Ромео»] Чжоу Гуаньюй. У нас азиатский проект, мы хотим взращивать местных талантов и продвигать их в «Формулу-1». Для этого мы намерены построить свою академию», — заявил Дюран. Функционер отметил, что ждет решения по вступлению команды в «Формулу-1» в течение ближайших четырех-пяти месяцев.

    По словам Дюрана, заявка «Пантеры Азии» не конкурирует с заявкой «Андретти-Кадиллак», поскольку в чемпионате может найтись место для 13 команд. Такое число было названо не случайно. На протяжении прошлого года СМИ писали о желании зайти в «Формулу-1» гиганта немецкой автопромышленности — «Фольксвагена». При этом до конца непонятно, будет концерн создавать конюшню с нуля или все же купит лицензию у кого-то из действующих участников. Судя по всему, пока остановились на втором варианте — в октябре компания «Ауди», принадлежащая «Фольксвагену», объявила о вступлении в «королевские гонки» в качестве поставщика двигателей для команды «Заубер», которая сейчас выступает под названием «Альфа Ромео». При этом в августе Sky Sports писал, что руководство «Ауди» собирается стать основным владельцем «Заубер».