Скандал в «Формуле-1»: юный талант отказался выступать за свою команду и ушел к конкурентам

21-летний Оскар Пиастри жаждет дебюта в «королевских гонках»
Оскар Пиастри выиграл подряд сезоны в «Формуле Рено», «Формуле-3» и «Формуле-2» /IMAGO / PanoramiC

На этой неделе завершился один из главных скандалов последнего времени в «Формуле-1». Вероятно, самый талантливый молодой гонщик мира — Оскар Пиастри — подписал контракт с «Маклареном». Еще месяц назад «Альпин» представила 21-летнего австралийца в качестве своего основного пилота, но Пиастри отказался выступать за французскую команду и ушел к конкурентам. «Ведомости. Спорт» рассказывает детали громкой истории.

Как развивалось дело Пиастри?

В конце июля четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель объявил о завершении карьеры по окончании сезона-2022. На место немецкого гонщика «Астон Мартин» пригласил двукратного победителя «королевских гонок» испанца Фернандо Алонсо — это стало полной неожиданностью для «Альпин». На следующий день после трансфера Алонсо французская команда поспешила выпустить пресс-релиз, в котором объявила, что вторым пилотом в сезоне-2023 станет молодой австралийский талант Оскар Пиастри, занимающийся в системе «Альпин» около двух лет.

Однако через несколько часов австралиец написал сообщение в соцсетях, в котором опроверг дальнейшее сотрудничество с «Альпин». «Насколько я понимаю, сегодня во второй половине дня команда «Альпин», без моего согласия, выпустила официальное заявление, в котором рассказала о том, что я буду выступать в ее составе в следующем сезоне. Это сообщение не соответствует действительности, я не подписывал контракт с «Альпин» на выступления в 2023 г. Я не буду выступать за «Альпин» в следующем сезоне».

На тот момент отношения Пиастри с французской командой уже были натянутыми. После побед в дебютных сезонах «Формулы-3» и «Формулы-2» австралиец хотел попасть в основную серию как можно скорее, а не проводить несколько чемпионатов в качестве резервиста. «Альпин» такой возможности гарантировать не мог. СМИ писали, что руководство команды готово отдать Пиастри в аренду скромному «Уильямс», но британцы предпочли заключить контракт с американцем Логаном Сэрджантом — с учетом желания команд «Формулы-1» развиваться на рынке США сделка казалось выгодной с маркетинговой точки зрения.

Пиастри и его окружение выстраивали свою линию поведения и начали переговоры с «Маклареном». В английской команде понимали, что лучшие годы 33-летнего Даниэля Риккардо давно позади, и его молодой соотечественник может стать прекрасной заменой, поэтому подписали предварительное соглашение о приглашении Пиастри в качестве основного пилота в сезонах 2023 и 2024 гг.

После того, как Пиастри публично отказал «Альпин», руководитель команды Отмар Сафнауэр пригрозил ему судом и обращением в комиссию Международной автомобильной федерации (ФИА), которая занимается верификацией контрактов. Но вскоре выяснилось, что шансы «Альпин» удержать австралийского гонщика минимальны — его контракт, в теории позволявший команде утвердить его в статусе основного пилота на сезон-2023, на самом деле был подписан не с гоночной конюшней, а с молодежной академией французов. Тем не менее, Сафнауэр от своих слов не отказался, обвинил Пиастри в непорядочности, и дело ушло в комиссию ФИА.

Итог стал известен 2 сентября — международная федерация взяла сторону австралийского гонщика, и в тот же день он объявил о соглашении с «Маклареном». «Если быть предельно откровенным, мне не хватало ясности по поводу будущего в «Альпин», — рассказал Пиастри. — Команда публично заявляла, что желает продолжить работу с Фернандо Алонсо как минимум на год или два. Из-за туманного будущего и, в конечном счете, утраты доверия, я решил, что переход в «Макларен» — наилучший вариант. Я принял решение гораздо раньше ухода Алонсо, так что объявление запутало и расстроило еще больше, ведь я говорил команде, что не собираюсь продолжать».

Для «Альпин» разбирательства в комиссии ФИА обойдутся в $500 000, из которых $230 000 уйдет на возмещение расходов «Макларену», около $120 000 — на возмещение лично Пиастри. При этом французский коллектив не собирается успокаиваться — по информации портала Speedcafe, «Альпин» будет добиваться от «Макларена» компенсации в $15-25 млн за подготовку австралийского пилота. С учетом выплаты отступных Рикардо (около $15 млн) смена пилотов может оказаться для британцев крайне затратной процедурой.

Чем так хорош Пиастри?

Оскар начал заниматься картингом в родном Мельбурне в 2011 г., а с 2014 г. участвовал в национальных чемпионатах. В Европе Пиастри впервые соревновался в 2015 г., когда заявился на чемпионат мира по картингу и стал 26-м, однако уже в следующем году австралиец финишировал в топ-6. В том же 2016-м Пиастри впервые попробовал себя в формульных болидах, стартовав за команду «Формулы-4» Dragon F4. Проведя несколько лет на этом уровне, в 2019 г. Оскар стал лучшим в «Формуле Рено», а затем с ходу победил в «Формуле-3» и «Формуле-2».

Особенно мощно Пиастри выглядел в «Ф-2»: он выиграл чемпионат с запасом в 60 очков у опытных соперников — Роберта Шварцмана из системы «Феррари», Чжоу Гуаньюя из «Альпин», Юри Випса и Лиама Лоусона из «Ред Булла» и других. До Пиастри победить в дебютных сезонах в «Формуле-3» и «Формуле-2» удавалось только двоим пилотам — Шарлю Леклеру и Джорджу Расселлу. Оба сразу после этого перешли в главную серию гонок.

Примечательно, что своим ориентиром в спорте Пиастри называет Даниэля Риккардо, которого он заменит в «Макларене». Двукратный бронзовый призер «Формулы-1» отвечает молодому коллеге взаимностью. Например, победу соотечественника в «Ф-2» 33-летний австралиец назвал «диким выступлением». «Он не просто победил, он доминировал», — заявил Риккардо. — Не думаю, что кто-то действительно ожидал от него подобного. Борьба за титул — это одно, но комфортная победа — совершенно другой класс. Очевидно, люди знали, что он талантлив. Но не ожидали, что настолько».

Пока Пиастри выглядит гонщиком без слабых мест. Есть несколько ключевых компонентов, которые выделяют его среди сверстников. Во-первых, фантастическая скорость на одном круге — он выиграл поулы на пяти последних этапах в «Ф-2». С учетом того, что всего за сезон было восемь квалификаций, результат кажется невероятным. Во-вторых, Пиастри стабилен, в том числе психологически — в «Ф-3» и «Ф-2» он лишь пару раз выбывал из топ-10. В-третьих, у австралийца отлично развиты адаптивные навыки. Как рассказывал экс-пилот «Формулы-1» Сергей Сироткин в блоге для Sports.ru, в квалификациях в низших сериях гонщикам не дают проводить много времени на трассах — они должны успеть уловить особенности дистанции за два прогревочных круга. Результаты австралийца говорят сами за себе — он приспосабливается и реагирует быстрее и эффективнее других.

В адрес Пиастри произносится много хвалебных слов — все они заслуженные, но главные испытания у юного пилота еще впереди. Он с боем добился места в «Формуле-1», и уже в следующем сезоне ему нужно будет оправдывать высокие ожидания. История «королевских гонок» знает достаточно примеров, когда перспективные юниоры терялись в элите. Хочется верить, что Пиастри не окажется в их числе.