«Формула-1» заключила пятилетний контракт со шведским стримингом Viaplay

    Партнеры будут развивать новый канал с возможностью слушать переговоры пилотов по рации
    Макс Ферстаппен всегда нарасхват у телевизионщиков /dpa/picture-alliance

    Шведский видеостриминговый сервис Viaplay на пять лет продлил права на показ чемпионата мира по кольцевым автогонкам «Формула-1» в Нидерландах, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии и Исландии. По новому соглашению Viaplay в прямом эфире будет показывать тренировки, спринтерские заезды, квалификации и гонки, сопровождая трансляции «экспертными комментариями, студиями мирового класса и документальными фильмами». Финансовые подробности сделки не разглашаются, но на официальном сайте вещателя уточняется, что в рамках контракта предусмотрены «существенные инвестиции» в развитие канала F1 TV Pro. За дополнительную плату его подписчики получат доступ к бортовым камерам, трансляциям из паддока, а также радиопереговорам между пилотами и техническим персоналом.

    «Формула-1» и Viaplay Group разделяют курс на создание максимально информативных программ и трансляции, – заявил директор по медиаправам «Формулы-1» Ян Холмс. – Благодаря высоким стандартам качества число зрителей Viaplay увеличивается из года в год, а количество страстных фанатов «Формулы-1» только растет. Это историческая сделка, учитывая нашу совместную работу над разнообразным контентом F1 TV Pro»

    На сайте Viaplay Group также отмечается, что в 2023 г. события «Формулы-1» по всему миру посетили 6 млн болельщиков, а общая аудитория сезона-2023 (вместе с телезрителями) составила 1,5 млрд человек. Разнообразнее становится фанатская база: 40% новых болельщиков – женщины в возрасте до 35 лет. Отмечается, что по состоянию на май 2024 г. в Нидерландах, где доступен Viaplay, за «Формулой-1» следят около 5 млн человек, порядка 50% из которых заинтересовались «королевскими гонками» в последние пять лет.  

    Во многом это связано с доминированием любимца местной публики Макса Ферстаппена, который три сезона подряд удерживает звание чемпиона мира. В январе 2022 г. Ферстаппен заключил многолетнее соглашение с Viaplay, по условиям контракта гонщик «Ред Булл» участвует в съемках эксклюзивного контента. В частности, это документальные программы, в которых Ферстаппен раскрывает некоторые секреты покорения самых сложных трасс и рассказывает о жизни вне гонок. 

    В ноябре 2023 г. Ферстаппен возглавил рейтинг самых высокооплачиваемых гонщиков «Формулы-1» по версии Forbes. По данным издания, в 2023 г. он заработал в «королевских гонках» $70 млн до вычета налогов. Forbes писал, что доходы Ферстаппена сложились из базовой зарплаты в размере $45 млн и бонусов за набранные очки и победы в гонках ($25 млн). Также Ферстаппен зарабатывает около $4 млн на рекламных соглашениях, которые в рейтинге не учитывались. В число главных рекламных партнеров Ферстаппена входят голландская сеть супермаркетов Jumbo, бренд одежды G-Star, онлайн-сервис по аренде машин Carnext и оператор кабельного телевидения Ziggo.

    Все в порядке с деньгами не только у Ферстаппена, но и у самой «Формулы-1». Американская медиакорпорация Liberty Media приобрела «Формулу-1» в 2016 г. за $4,4 млрд, с тех пор коммерческая ценность серии автогонок существенно повысилась. По состоянию на начало мая 2024 г. капитализация франшизы составляет $16,2 млрд. Весной текущего года Liberty Media сообщила, что в 2023 г. выручка «Формулы-1» составила $3,2 млрд, существенно превысив показатель 2022 г. ($2,57 млрд). Согласно отчету аналитиков GlobalData, гоночный сезон «Формулы-1» в 2024 г. принесет свыше $500 млн дохода от спонсоров.

    В марте контракт с автогоночной серией впервые заключил McDonald's. Сеть ресторанов быстрого питания стала региональным партнером «Формулы-1» в Латинской Америке, контракт подписан на четыре года. Реклама McDonald's. появится в трансляциях гонок в латиноамериканском регионе, а компания сможет проводить промо-акции на этапах Гран-при в Мехико и Сан-Паулу. В рамках сделки поклонники «Формулы-1» из Латинской Америки получат доступ к эксклюзивным акциям в приложениях McDonald's и непосредственно в ресторанах. McDonald’s стал вторым региональным партнером «Формулы-1» на латиноамериканском рынке: в Северной и Южной Америке гоночная серия работает с финансовой компанией American Express. 

    А в апреле Liberty Media объявила о покупке международной компании Dorna Sports – обладателя коммерческих прав и организатора чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам MotoGP. Сумма сделки составит 4,2 млрд евро, она завершится до конца года. По ее условиям Liberty Media получит порядка 86% акций Dorna Sports. 

    Что касается Viaplay Group, то объем продаж компании за первый квартал 2024 г. составил $436 млн по сравнению с $407,1 млн годом ранее. При этом операционный убыток компании составил $43,4 млн по сравнению с $29,8 млн, сообщил тележурнал Digital TV Europe. Говоря о проблеме роста затрат на контент, генеральный директор Йорген Мадсен Линдеманн отметил, что это было вызвано увеличением стоимости прав на спортивные трансляции. Помимо «Формулы-1» Viaplay показывает чемпионаты Англии и Германии по футболу, Национальную хоккейную лигу (НХЛ), гандбол, зимние виды спорта, а также проводящиеся в Скандинавии крупные соревнования по гольфу.