Проблемный болид и адаптация Хэмилтона: почему «Феррари» провалила сезон-2025
Семикратный чемпион «Формулы-1» установил антирекорд команды по числу гонок подряд без подиумаПеред домашним этапом в Монце давление на «Феррари» достигло предела. Год назад Шарль Леклер одержал в Италии победу, но теперь стартует только четвертым, а его напарник Льюис Хэмилтон – 10-м. Впереди – действующий чемпион мира Макс Ферстаппен из «Ред Булл» и доминирущий дуэт из «Макларена» – Ландо Норрис и Оскар Пиастри, что резко снижает шансы на успех. «Я думаю, что Монца – более позитивный вариант. Не думаю, что это трасса, на которой мы можем рассчитывать на победу, потому что я все еще считаю, что «Макларен» там будет невероятной. Но никогда не говори никогда. В прошлом году я бы и подумать не мог, что мы сможем бороться за победу. Посмотрим», – отметил Леклер.
Ожидания болельщиков традиционно высоки: каждый новый сезон фанаты ждут возрождения команды, которая не выигрывала Кубок конструкторов с 2008 г. Но сезон-2025 принес лишь разочарование. Зимой итальянская команда усилилась семикратным чемпионом мира Хэмилтоном и вступала в сезон с редким оптимизмом. Тем не менее вместо борьбы за титулы последовали технические проблемы и стратегические ошибки. К августу стало ясно: «Феррари» переживает один из самых тяжелых сезонов в новейшей истории.
«Есть много хорошего, я почувствовал прогресс. Но трудно принять такой результат. Давление на нас огромное, и теперь оно только растет. В Монце мы постараемся использовать поддержку болельщиков», – признал Хэмилтон.
После провала на этапе в Нидерландах, где оба пилота «Феррари» разбили болиды, отставание от «Макларена» в Кубке конструкторов достигло уже 324 очка. Кроме того, впервые с 2021 г. итальянская команда рискует завершить сезон без единой победы. «Ведомости. Спорт» – с подробностями.
«Черное воскресенье»
Еще на предсезонных тестах в Бахрейне стало ясно: «Феррари» вступает в новый чемпионат с серьезными проблемами. Болит SF-25 оказался непредсказуемым и чувствительным к дорожному просвету. Его поведение резко менялось в зависимости от уровня топлива, а задняя часть постоянно доставляла трудности пилотам.
Инженеры итальянской команды рассчитывали, что обновленное шасси и переход на систему тяг в передней подвеске улучшат аэродинамику и стабильность платформы. В прошлом году команда боролась с «Маклареном» за Кубок конструкторов и ожидала, что новый проект приблизит ее к титулу. Но уже в первых гонках сезона-2025 болид итальянской команды уступал не только «Макларену», но и «Мерседесу».
По словам Леклера, обновления болида работали как задумывалось, но темп позволил бороться лишь за позиции рядом с подиумом. Главной проблемой оставалась чрезмерная чувствительность к клиренсу. Скорость возвращалась только после выработки топлива, что осложняло и квалификации, и гонки. «Чувствительность этих машин к каждому миллиметру огромна. Один миллиметр – это позиция на стартовой решетке», – подтверждал руководитель команды Фредерик Вассер в интервью The Race.
Отдельные всплески скорости давали надежду на успешный сезон. К примеру, в Австралии Леклер показал сильный темп. Но уже в Китае оба пилота были дисквалифицированы после финиша: болид Хэмилтона – за чрезмерный износ планки днища, машина Леклера – за недостаточный вес. После этого инженеры подняли клиренс, чтобы избежать санкций. Команда потеряла прижимную силу и заметно сдала в скорости. «Если ты вынужден играть на безопасность, это сильно бьет по скорости», – признавал Вассер.
На Гран-при Майами проявились новые слабости. Хэмилтон на мягких шинах догнал Леклера на «харде», но команда слишком поздно приняла решение об обмене позициями. В результате Льюис потерял темп, а после возврата места Леклеру «Феррари» ограничилась седьмой позицией. Это стало очередным сигналом, что стратегическая гибкость также является ахиллесовой пятой итальянской команды.
На домашнем треке в Имоле оба пилота впервые не попали в топ-10 квалификации. В Монако «Феррари» снова оказалась неконкурентоспособной. В Канаде, где итальянцы традиционно рассчитывали на успешный результат, все обернулось провалом: уже в пятницу было понятно, что машина не держит темп. В гонке Леклер и Хэмилтон потеряли позиции, а Льюис дополнительно повредил днище после того, как сбил сурка. Потеря до 20% прижимной силы сделала его болид неконкурентоспособным. «Мы проиграли больше самим себе, чем соперникам», – подытожил Вассер.
Европейская серия гонок лишь усугубила кризис. В Испании, Австрии и Великобритании «Феррари» стабильно финишировала в середине десятки, теряя на круге до трех десятых только из-за вынужденного увеличенного клиренса. В Бельгии команда представила новую заднюю подвеску, которая должна была снизить износ днища, но мгновенного эффекта она не дала. Более того, пилотам приходилось использовать технику «подъема и скольжения» на прямых, чтобы уберечь днище, жертвуя скоростью.
Казалось, переломный момент наступил в Венгрии. Леклер взял первый поул сезона для «Феррари» и лидировал на протяжении 60% гонки. Тем не менее ближе к финалу его темп резко рухнул, и он финишировал только третьим. Сам пилот говорил о проблемах с шасси, а Вассер признавался: «Первые 40 кругов мы полностью контролировали. А вот последний отрезок стал катастрофой: управлять машиной было крайне сложно». Пилот «Мерседеса» Джордж Рассел выдвинул версию, что «Феррари» подняла давление в шинах и перевела двигатель в щадящий режим для защиты днища. Эксперт The Telegraph Гэри Андерсон назвал эту теорию «причудливой», указывая, что подобные меры только ускорили бы деградацию резины. В итоге никто не смог дать внятного объяснения внезапному обвалу скорости. Хэмилтон же приехал лишь седьмым из-за провальной квалификации, а его реплика по радио «я абсолютно бесполезен» стала вирусной и символизировала психологический надлом команды.
После месячного летнего перерыва «Феррари» надеялась перезапустить сезон в Нидерландах. Но Зандворт превратился в точку невозврата. Хэмилтон ошибся на третьем повороте и вылетел с трассы, впервые сойдя с гонки в составе «Феррари». Позднее Леклер столкнулся с пилотом «Мерседеса» Андреа Кими Антонелли, что также закончилось сходом. Впервые с Гран-при Китая-2025 команда осталась без очков в основной гонке, а последний двойной сход был на этапе в Канаде в 2024 г. Дополнительным ударом стал штраф Хэмилтона в пять позиций на старте следующего этапа за опасное вождение.
Хэмилтон также установил антирекорд «Феррари» по числу гонок подряд без подиума – 15 гонок. Этот показатель превзошел неудачную серию Ивана Капелли в 1992 г. и стал болезненной вехой для семикратного чемпиона. Итальянская пресса назвала гонку «черным воскресеньем «Феррари». Вассер отмечал, что гоночный темп был конкурентным, но слабая квалификация предопределила сценарий. «В каждой ситуации можно увидеть положительные моменты, но я бы скорее расценил этот уик-энд как очень, очень разочаровывающий», – признавался Леклер.
Борьба за титул окончена
Провал «Феррари» в сезоне-2025 оказался закономерным и стал следствием совокупности технических и организационных просчетов. Ключевой проблемой была конструкция днища: SF-25 оказался чрезмерно чувствительным к клиренсу и уровню топлива. Болит терял скорость при полных баках и прибавлял лишь тогда, когда топливо вырабатывалось.
Также эксперты издания Autoracer одной из причин проблем «Феррари» называли неверную корреляцию данных симулятора и трассы. В Мельбурн команда привезла заднее антикрыло с чрезмерной прижимной силой, что лишний раз подчеркнуло разрыв между расчетами и реальностью. Дальнейшие события лишь усугубили кризис. После дисквалификации в Китае, вызванной износом планки днища и недостаточным весом болида Леклера, инженерам пришлось действовать в режиме кризисного управления. Вассер в интервью The Race признавал: «Когда ты тратишь время на решение одной задачи, ты меньше фокусируешься на прогревочном круге, подготовке шин и других деталях». По его словам, в «Формуле-1» такие потери концентрации обходятся дорого.
Проблемы носили системный характер. Машина не обеспечивала стабильной платформы, и пилоты не могли атаковать на пределе, не зная, когда потеряют сцепление. «Нужно, чтобы прижимная сила была более линейной и стабильной, чтобы избежать переходных фаз», – отмечал Вассер. С самого Гран-при Китая команда вынуждена была искать компромиссы: повышать давление в шинах, просить пилотов избегать неровностей или менять характеристики двигателя, чтобы снизить скорость на прямых. Эти меры лишь частично сдерживали износ днища, но неизбежно ограничивали потенциал.
Сезон вошел в критическую фазу летом, а гонка в Нидерландах лишь закрепила кризис. К сентябрю стало ясно, что борьба за титул окончена. В Кубке конструкторов «Феррари» уступает «Макларену» более чем вдвое: 260 против 584 очков, а осталось лишь девять этапов. В личном зачете Леклер и Хэмилтон ведут борьбу не за чемпионство, а лишь за места в середине десятки.
Хэмилтон проводит худший год в карьере
Зимой 2025 г. Льюис Хэмилтон перешел из «Мерседеса» в «Феррари». О подписании контракта стало известно заранее, и трансфер вызвал вопросы не только из-за возраста гонщика, которому тогда было 39 лет. За 12 сезонов с немецкой командой он завоевал шесть из семи чемпионских титулов, а в сложный последний год вновь побеждал на трассе. В «Феррари» ожидали, что его опыт и харизма помогут вернуть итальянскую команду в борьбу за титул. Сам Хэмилтон с первых тестов говорил о «невероятных эмоциях» и сравнивал их с моментами начала карьеры.
Но уже через несколько этапов оптимизм сменился разочарованием. К пятой гонке сезона Хэмилтон перестал скрывать трудности: машина казалась ему непредсказуемой, баланс постоянно менялся, сцепления с трассой не хватало. «Я ни секунды не чувствовал себя комфортно, – признавался он. – Моя гонка вышла ужасной, у меня нет ответов». Лучшие результаты ограничились четвертыми местами, а подиум так и не был взят. В Австралии британец стал 10-м, в Шанхае выиграл спринт, но в гонке был дисквалифицирован из-за нарушений. Постепенно стало ясно, что адаптация затянулась.
Особенно болезненно прошел Гран-при Венгрии. На любимом для себя треке «Хунгароринге» Хэмилтон выбыл во втором сегменте квалификации, уступив 0,15 секунды и оказавшись лишь двенадцатым на финише – худший результат британца за 15 лет. «Я абсолютно бесполезен. Возможно, команде нужен другой гонщик», – заявил он журналистам. В Нидерландах кризис обострился. На «Зандворте» Льюис впервые с 2010 г. завершил гонку столкновением с барьером: он потерял контроль над задней частью SF-25 и сошел.
Причины неудач титулованного британца обсуждаются на разных уровнях. Аналитики связывали провал не только с психологическим состоянием, но и с тем, что адаптация к новой технике требует переосмысления всего пилотажа, а у Хэмилтона процесс оказался особенно тяжелым из-за долгих лет работы с «Мерседесом». Особенно сложно оказалось с тормозами. В итальянской команде используют другие колодки и более активное торможение двигателем. «В «Феррари» приходится так делать, чтобы вносить машину в поворот. Тормоза сильно отличаются, машина скользит. Приходится использовать задние тормоза для поворота», – говорил Хэмилтон весной.
В команде признают, что процесс адаптации Хэмилтона идет сложно. Технический партнер менял материалы тормозных колодок, пробовали разные варианты, но глобально ситуация не улучшилась. Сильное начальное сцепление помогало лишь частично и оборачивалось новыми проблемами. В Бельгии, получив обновленную систему, Льюис впервые заблокировал задние колеса еще в спринтерской квалификации. Руководитель «Феррари» Фредерик Вассер отмечал, что скорость у Хэмилтона есть, но не хватает уверенности.
Внутри команды Льюис пытается влиять на процессы. Он встречался с президентом Джоном Элканном, исполнительным директором Бенедетто Виньей, техническим директором Лоиком Серра и другими руководителями. По его словам, он готовит документы с предложениями о структурных изменениях и развитии машины. «Команда огромная, но некоторые элементы не работают на полную мощность. Моя задача – бросить вызов и помочь всем выйти на предел возможностей», – отмечал Хэмилтон. При этом он открыто говорил, что не хочет повторить судьбу предшественников – Райкконена, Алонсо и Феттеля, которые так и не вернули итальянскую команду к чемпионству.
Параллельно британец обсуждает и стратегические вопросы. По его мнению, нынешний SF-25 модернизировать уже нецелесообразно – лучше сосредоточиться на подготовке к сезону-2026 с новым регламентом. «Я попросил команду сосредоточиться на следующем году, пока не поздно», – заявил Хэмилтон изданию Autosport.
Сложности коснулись и вне гонок. В июле 2025-го стало известно о ликвидации сети веганских ресторанов Neat Burger, созданной Хэмилтоном и актером Леонардо Ди Каприо. Бизнес оценивался в $70 млн, но последние годы приносил убытки. Причинами стали падение интереса к веганской еде, проблемы с санитарией и последствия пандемии. К закрытию проекта партнеры потеряли около $20 млн. Для Хэмилтона это болезненный удар: еще в 2017 г. он отказался от мяса и называл этот шаг одним из важнейших в жизни.
В результате середина сезона-2025 складывается для Льюиса крайне тяжело. В «Феррари» подчеркивают, что адаптация требует времени, но серия неудач – от провала в Китае до схода в Нидерландах и штрафов за ошибки – формирует ощущение затянувшегося кризиса. Сам Хэмилтон продолжает настаивать, что потенциал команды огромен, но признает: переломить ситуацию в текущем году будет сложно.