Телеконтракт года: НБА будет зарабатывать на трансляциях $6,9 млрд в год
Новое соглашение более чем в 2,6 раз выгоднее прежнегоВ июле 2024 г. Национальная баскетбольная ассоциация (НБА) завершила многомесячные переговоры по телеправам и подписала контракты с каналами ABC, ESPN, NBC, а также стриминг-сервисом Amazon. Общая стоимость новых соглашений составила $76 млрд на 11 сезонов, т.е. порядка $6,9 млрд в год. Начиная с сезона 2025/26, матчи НБА будут транслироваться на национальном телевидении ежедневно. Текущая девятилетняя сделка на $24 млрд с ESPN и Warner Bros. Discovery (WBD) истекает в конце сезона 2024/25.
НБА дорожает
Максимальную сумму НБА заплатит Disney (компания-владелец ABC и ESPN) – $2,6 млрд в год за право показа более 20 матчей на ABC и до 60 матчей на ESPN. Главная особенность контракта – показ всех пяти игр НБА на Рождество. Кроме того, ABC и ESPN будут транслировать около 18 игр в первых двух раундах плей-офф и минимум один финал конференции в течение 10 из 11 лет соглашения. Также ABC останется эксклюзивным телеплощадкой для финала НБА, который канал транслирует с 2003 г. К 2036 г. сотрудничеству Disney с НБА исполнится 34 года.
NBC будет показывать около 100 игр регулярного чемпионата НБА ежегодно за $2,5 млрд в год. Трансляции займут эфир телеканала NBC и стримингового сервиса Peacock. Кроме того, NBC или Peacock покажет около 28 игр в первых двух раундах плей-офф и одну серию финалов конференции раз в два года. NBC также станет вещателем Матча всех звезд, включая мероприятие для молодых игроков и конкурсы. Благодаря возвращению НБА на NBC, которая транслировала игры в 1990-2002 гг., у лиги впервые появится два партнера по кабельному вещанию.
Amazon получил пакет стоимостью $1,8 млрд в год. Его стриминг-сервис Prime Video будет показывать 66 игр регулярного сезона НБА, включая вечерние матчи по четвергам и пятницам, как минимум одну игру в Черную пятницу (после Дня благодарения), а также четвертьфинал, полуфинал и финал внутрисезонного турнира. Amazon также будет транслировать треть игр в первых двух раундах плей-офф и одну серию финалов конференции раз в два года.
На глобальных рынках Disney будет распространять игры НБА через ресурсы ESPN в Латинской Америке, Африке к югу от Сахары, Океании и Нидерландах, а также через стриминг Disney+ на избранных рынках Азии и Европы. NBC будет транслировать матчи НБА на нескольких европейских рынках через Sky Sports, а также в странах Карибского бассейна. Amazon – в Мексике, Бразилии, Франции, Италии, Испании, Германии, Великобритании и Ирландии.
Новая схема вещания усложнит жизнь поклонникам НБА. Болельщикам понадобятся подписки на несколько сервисов: Peacock ($8 в месяц), Prime Video ($9 в месяц), ESPN ($12 в месяц), а также доступ к NBA League Pass ($15 в месяц). Кроме того, придется потратиться на местный сервис для просмотра всех матчей домашней команды. Тем не менее НБА заверила в пресс-релизе, что будет возможность получить доступ ко всем играм с помощью специального пакета в приложении лиги, независимо от платформы.
В США большую дискуссию вызвало отсутствие WBD в новой сделке с НБА, ведь с 1984 г. холдинг через TNT Sports транслировала матчи лиги, а теперь их место занял Amazon. TNT хотел показывать матчи через кабель и стриминг Max, в то время как Prime Video имеет больший охват и предложила сразу оплатить первые три года контракта. «Последнее предложение WBD не соответствовало условиям от Prime Video, следовательно, мы заключили долгосрочное соглашение с Amazon», – говорится в заявлении НБА. По словам комиссара НБА Адама Сильвера, новый партнер предоставляет топ-функциональность: персонализацию, уведомления, фэнтези, ставки, рекламу на глобальном уровне.
WBD также потеряла шоу «Внутри НБА» (19 премий Эмми) с легендами НБА Шакилом О’Нилом и Чарльзом Баркли. В июле 2024 г. WBD подала иск против НБА, посчитав, что лига несправедливо отклонила их предложение. По мировому соглашению, WBD получила право освещать НБА в Северной Европе и Латинской Америке, а также будет продюсировать «Внутри НБА» для ESPN.
НФЛ нервничает
Годовой доход НБА по новой телесделке ($6,9 млрд) сильно превышает аналогичные показатели Главной лиги бейсбола (МЛБ) – $1,9 млрд – и Национальной хоккейной лиги (НХЛ), $625 млн. Самый крупный контракт – у Национальной футбольной лиги (НФЛ), которая в 2022 г. заключила сделку на $105 млрд за 11 сезонов ($9,5 млрд в год). Тем не менее даже НФЛ обеспокоил новый контракт НБА. По данным NBC, руководство лиги планирует воспользоваться правом выйти из сделки в 2029 г., чтобы добиться лучших условий.
Рост теледоходов НБА особенно удивляет на фоне снижения ТВ-рейтингов лиги. В 2024 г. первая игра финала «Бостон» – «Даллас» показала 17-летний минимум по ТВ-аудитории (11 млн человек); средний рейтинг матчей плей-офф снизился на 11% по сравнению с 2023 г., а количество телезрителей упало на 13% – до 4,1 млн человек за игру.
Эксперты объясняют рекордную сделку НБА тем, что спортивные трансляции – надежное вложение. Например, эксклюзивный показ матча первого раунда плей-офф НФЛ между «Канзас-Сити» и «Майами» в 2024 г. на Peacock привлек 2,8 млн новых пользователей, согласно данным сервиса. Позже стриминг-платформа сообщила, что 70% этих зрителей стали постоянными клиентами, продлив подписку или не отключив автоматическое продление. Спорт обеспечивает стабильное смотрение гарантированными пиковыми моментами в сезоне, в отличие от сериалов и кино, успех которых трудно предсказать.
Также НБА выиграла борьбу за «Поколение Z» (люди, родившиеся в 1997-2012 гг.). Медиакомпания Agora отмечает, что 30% аудитории НБА младше 35 лет, и лига стремится привлечь молодых болельщиков. В 2022 г. портал Ampere Analysis также провел исследование, где лига была признана самой востребованной у аудитории от 18 до 34 лет (43%), тогда как популярность НФЛ снизилась до 38%. За пределами США аналогичная картина: 26% болельщиков в возрасте от 18 до 34 лет следят за НБА – пятое место после турниров по европейскому футболу. Также стоит отметить, что средний зритель Prime Video младше на семь лет по сравнению с традиционным ТВ, а по прогнозам Insider Intelligence, к 2027 г. не менее 65% американцев будут использовать стриминг-сервисы.
НБА в последние годы серьезно модернизирует продукт: лига приобрела права на трансляцию Pro-Am турниров по уличному баскетболу, где в межсезонье участвуют и звезды НБА. В приложении появились альтернативные варианты показа матчей – ставочные, комедийные и детские. Некоторые команды даже запустили трансляции с использованием дополненной реальности. На аренах обновили систему оптического трекинга Hawk-Eye от Sony, а компания Cosm подписала контракт на поставку камер C360 с качеством 8K. НБА также тестирует новые микрофоны и другие способы улучшить звуковое оформление матчей.
Рост зарплат в НБА замедлится
Прежняя телесделка НБА на $24 млрд, утроившая доходы лиги от ТВ-прав, привела к резкому росту потолка зарплат. Между сезонами 2015/16 и 2016/17 лимит подскочил на 32%. В 2016 г. 35 игроков подписали соглашения на $40 млн или более. Два года спустя, несмотря на рост лимита на $7 млн, таких было лишь 10, а единственным высокооплачиваемым баскетболистом, сменившим команду, стал Леброн Джеймс – у клубов просто на было места «под потолком» для новых больших контрактов.
Во избежание подобных последствий продолжающегося увеличения доходов НБА, новое коллективное соглашение лиги и профсоюза игроков, подписанное летом 2024-го, предусматривает рост потолка зарплат только на 10% в год. По подсчетам AP, это означает, что ведущие игроки лиги в сезоне 2030/31 смогут зарабатывать около $80 млн, а к середине 2030-х – около $100 млн за сезон. Рост потолка зарплат также открывает возможности для расширения числа команд лиги. «Думаю, этой осенью мы серьезно погрузимся в процесс принятия этих решений», – сказал Сильвер на пресс-конференции НБА во время Летней лиги.