«Бавария» выиграла чемпионат мира, но никому нет дела

    Аналог самого престижного турнира сборных лишь мешает европейским клубам
    Sven Mandel/Wikimedia

    Вечером 11 февраля «Бавария» обыграла мексиканский «Тигрес» в финале клубного чемпионата мира — 1:0. Формально в матче определилась сильнейшая команда планеты, но на деле противостояние не представляло практически никакой важности – значение континентальных турниров выше, особенно в Европе.

    Участники клубного чемпионата мира – победители Лиги чемпионов и ее аналогов из Азии, Африки, Северной Америки, Южной Америки и Океании. К ним прибавляется команда, ставшая чемпионом страны-хозяйки турнира. Казалось бы, прекрасная идея – создать соревнование, в котором будет участвовать сильнейший представитель от каждого континента. В итоге детище ФИФА никто не воспринимает всерьез.

    Провал инициативы признает и глава Международной федерации футбола Джанни Инфантино, как еще объяснить изменение формата соревнования со следующего года? Президент ФИФА подтвердил, что с 2022 г. клубный чемпионат мира будет расширен до 24 команд – функционер пообещал превратить его в «лучший клубный турнир мира», косвенно признав, что на данный момент этот статус принадлежит Лиге чемпионов УЕФА.  

    Почему Европа сильнее?

    Европейские клубы имеют гораздо больший бюджет, чем их азиатские, африканские или южноамериканские оппоненты, что делает турнир предельно предсказуемым. Если «Бавария» одержит победу над мексиканским соперником, это станет 13-м триумфом команды из Европы за 14 последних розыгрышей. Обладатели трофея Лиги чемпионов приезжают на турнир посреди сезона и вынужденно смещают внимание с главных целей – побед в национальном чемпионате и элитном еврокубке.

    При этом для европейских команд и фанатов КЧМ наименее значим. Для них это скорее отвлекающий фактор, чем престижное соревнование, заслуживающее пристального внимания. Проблема в том, что колоссальная разница в финансовой мощи между футболом Европы и игрой на других континентах неизбежно отражается и на качестве представленных на турнире команд.

    Простое сравнение: Transfermarkt оценивает состав «Баварии» в 829 млн евро, тогда как игроки «Тигрес» суммарно стоят меньше 60 млн евро. В Европе самые крупные телевизионные сделки и призовые, наибольшие доходы с продажи билетов на стадионы и мерчендайза, как следствие – самые соблазнительные зарплаты для футболистов.

    Сильнейшие игроки других континентов ставят конечной целью переезд в Европу, потому что они знают – лучшие команды и лучшие турниры планеты сосредоточены именно здесь. Для «Тигрес» матч стал шансом помериться силами с гигантом мировой величины, а для игроков клуба – привлечь к себе внимание публики за океаном. Для «Баварии» это была формальная возможность завоевать очередной трофей – уже шестой за неполные два сезона под руководством Ханса-Дитера Флика.