Сделка недели: ПСЖ продолжает менять бизнес-модель, теперь — с помощью Qatar Airways

    Новый спонсор парижан входит в число партнеров ФИФА
    С нового сезона ПСЖ будет играть в футболках с логотипом Qatar Airways /psg.fr

    В преддверии нового сезона чемпион Франции «Пари Сен-Жермен» (ПСЖ) не только сменил главного тренера, но и заключил ряд важных спонсорских сделок. Так, новым титульным спонсором клуба, который принадлежит фонду Qatar Sports Investments, стала авиакомпания Qatar Airways.

    По данным сайта Sportspromedia, в рамках сделки ПСЖ будет получать 70 млн евро за сезон. Парижане уже презентовали форму с логотипом Qatar Airways — в ней будут выступать мужская, женская и молодежные команды.

    Авиакомпания принадлежит правительству Катара и выполняет рейсы в более чем 160 пунктов назначения. Qatar Airways шесть раз признавалась лучшей авиакомпанией в мире по оценкам Skytrax — международного рейтингового агентства в сфере воздушного транспорта.

    В рамках нынешней сделки ПСЖ также будет продвигать рекламную кампанию Qatar Airways Holidays — это спецпредложение для катарских фанатов парижского клуба. По его условиям, они смогут приобрести туристические пакеты в столицу Франции.

    Кроме того, международный аэропорт Дохи Хамад и расположенный в нем магазин Qatar Duty Free (QDF) станут официальным аэропортом и магазином беспошлинной торговли ПСЖ. На стадионе «Парк де Пренс», где играют чемпионы Франции, появятся светодиоды с эмблемой Qatar Airways. Также символика спонсора клуба будет представлена в зоне приема VIP-гостей.

    С 2020 г. катарская государственная авиакомпания входила в число премиальных партнеров ПСЖ и ежегодно выплачивала парижскому клубу от 5 до 10 млн евро. Соглашение действовало до 2022 г. Теперь же сумма увеличилась до 70 млн евро. Примерно столько же доставалось ПСЖ от сотрудничества с предыдущим титульным спонсором — компанией Accor. При этом один из крупнейших в мире гостиничных операторов останется в числе партнеров-спонсоров клуба.

    У Qatar Airways обширный спонсорский пакет. В 2017 г. авиаперевозчик — с прицелом на чемпионат мира в Катаре — вошел в число партнеров Международной федерации футбола (ФИФА). В 2018-м — заключил соглашения о титульном спонсорстве с «Ромой», «Бокой Хуниорс» и «Баварией». Сделка с итальянцами продлилась три года, ее финансовые подробности не разглашались. Сотрудничество с аргентинским клубом на $10 млн в год было заключено до 2023 г. «Баварии» за пятилетний контракт достанутся 85 млн евро. Финал Лиги чемпионов 2020 г. между парижским и мюнхенским клубами даже называли «Катарским дерби».

    Qatar Airways становится шестым по счету спонсором ПСЖ из Катара. В это число также входят Управление по туризму Катара (QTA), Национальный банк Катара (QNB), спорткомплекс Aspetar, канал beIN Sports, а также телекоммуникационная компания Ooredoo. Каждый из спонсоров платит примерно по 10 млн евро в год за статус премиального партнера ПСЖ, получая взамен возможность разместить свой логотип, например, на рукавах игровых футболок (вплоть до нынешнего сезона так было с QNB) или в названии тренировочного центра (Ooredoo).

    Таким образом клуб перестраивает бизнес-модель, чтобы вписываться в правила финансового фэйр-плей Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). В частности, в августе 2012 г. ПСЖ подписал соглашение о брендинге только с QTA на сумму 1 млрд евро за пять сезонов. Тогда орган УЕФА по финансовому контролю клубов признал сделку завышенной и сократил ее стоимость вдвое, а на ПСЖ был наложен штраф в размере 60 млн евро. Новое расследование УЕФА, после 400-миллионных трат ПСЖ на Неймара и Килиана Мбаппе в летнее трансферное окно 2018 г., не привело к санкциям в отношении клуба, но обязало парижан отказаться от якорного спонсорского контракта с QTA.

    После этого ПСЖ все более активно работает над привлечением спонсоров, в том числе из других стран. Например, с 2019 по 2022 гг. клуб продвигал Совет по туризму Руанды за 10 млн евро в год. В рамках сделки логотип кампании Visit Rwanda размещался на тренировочной форме игроков и светодиодных панелях по периметру стадиона «Парк де Пренс». С нынешнего сезона команда начнет выступать в футболках с эмблемой американской компании GOAT на рукавах. Маркетплейс по продаже кроссовок, обслуживающий 40 млн клиентов в 170 странах, заплатит ПСЖ 50 млн евро за три года сотрудничества. Контракты с другими американскими брендами, Nike и Air Jordan, приносят клубу до 80 и 67 млн евро в год.