«Самый нелепый турнир в истории». Почему футболисты и тренеры ненавидят Лигу наций

    Главный противник — Юрген Клопп
    Сборная Франции — действующий победитель Лиги наций /EPA

    В конце сентября в Европе завершился розыгрыш предварительного раунда Лиги наций. Этот турнир существует четыре года, но для многих болельщиков все еще остается малопонятным и запутанным. «Ведомости. Спорт» рассказывают, как и кем он создавался, и почему вызывает так много критики со стороны футболистов и тренеров.

    Альтернатива товарищеским матчам с проблемным форматом

    Об учреждении нового турнира для сборных в Союзе европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) заговорили еще в 2011 г., а через три года официально объявили о его создании. Причины назывались прямым текстом: падение интереса к матчам национальных команд, особенно — товарищеским.

    «Все больше ассоциаций, тренеров, футболистов и болельщиков считают, что товарищеские матчи не показывают должной спортивной борьбы», — сообщалось в официальном пресс-релизе УЕФА.

    Товарищеские (или контрольные) игры никуда не делись, но после учреждения Лиги наций их число существенно сократилось. Одной из главных целей в том же релизе УЕФА называл повышение коммерческой привлекательности игр национальных команд: официальный статус автоматически повышает ценность матча и зрительский интерес.

    Главной особенностью нового турнира стало деление сборных на дивизионы. Все европейские сборные были разделены на четыре лиги, в зависимости от своего уровня. По замыслу организаторов, так сильные команды получили возможность встречаться с такими же грандами и не тратить время на проходных соперников, а слабые – наоборот, играть с равными противниками, избегая роли «туристов» вроде условного Сан-Марино во встрече с условной Францией.

    Победители групп поднимаются эшелоном выше, проигравшие, напротив, опускаются вниз. Трофей разыгрывается между четырьмя победителями групп элитного дивизиона.

    Один из последних матчей в Лиге наций сборная России провела против Турции в 2020 г. /РФС

    Подобное разделение – не редкость в спорте. По аналогичному принципу, например, проходят Кубок Дэвиса и Кубок Билли Джин Кинг в теннисе: сборные выступают в разных дивизионах и по итогам очередного розыгрыша могут подняться или опуститься. В хоккее, помимо основного чемпионата мира, существуют еще и розыгрыши мирового первенства в низших дивизионах.

    Для того, чтобы сделать турнир еще более привлекательным, УЕФА пошел на необычный шаг: Лига наций стала дополнительной возможностью пробиться на чемпионат Европы и мира, причем для не самых сильных сборных. Дело в том, что победители дивизионов получали шанс позднее сыграть в плей-офф за выход в финальную стадию Евро. В первом розыгрыше Лиги наций такой возможностью, например, воспользовалась Северная Македония, у которой в обычных условиях отбора никогда не было серьезных шансов на проход.

    Несмотря на энтузиазм УЕФА, Лига наций столкнулась с критикой еще до своего старта, как раз из-за правила выхода на Евро. Главная проблема была видна невооруженным взглядом: некоторым сборным будет выгодно вылететь из своего дивизиона, чтобы потом сыграть с более слабыми соперниками и получить больше шансов выйти на крупный международный турнир. Та же Северная Македония на Евро-2020 проиграла все три матча и запомнилась лишь голом и трогательным прощанием со сборной легендарного форварда Горана Пандева.

    А главное – матчи «топов» с «карликами» никуда не делись, поскольку отборочные турниры чемпионатов Европы и мира сохранились в календаре УЕФА, просто были более сжаты по срокам. Кроме того, замена товарищеских матчей на официальные уменьшила количество возможных замен, а значит увеличила нагрузку на футболистов.

    Критика от футболистов и тренеров

    Неудивительно, что вскоре обнажилась еще одна проблема Лиги наций: усталость игроков. Особенно ярко это проявилось в июне 2022 г. Футболисты завершили сезон и были эмоционально вымотаны, после этого им нужно было еще ехать в сборные и проводить официальные матчи. На эту проблему регулярно обращают внимание во время чемпионатов мира и Европы, но статус этих турниров существенно выше, чем у Лиги наций. К тому же в этом году футболистам придется еще и посреди сезона ехать в Катар на чемпионат мира.

    «Лига наций для меня не имеет значения. Просто статусные товарищеские матчи после долгого и тяжелого сезона, — жаловался лидер «Манчестер Сити» и сборной Бельгии Кевин де Брюйне. – Мы хотим больше отдыхать».

    «Мы играем просто потому, что УЕФА нужны дополнительные деньги, — возмущался его партнер по сборной, вратарь «Реала» Тибо Куртуа. – Мы проводим слишком много матчей».

    Ну а главным критиком Лиги наций стал наставник «Ливерпуля» Юрген Клопп. Уже во время первого розыгрыша турнира в 2018 г. он назвал его «самым бессмысленным соревнованием в истории». Тренера можно было понять: его команда начала сезон с шести побед и двух ничьих и вынуждена была уходить на пике формы  на двухнедельную паузу, а игроки разъезжались по сборным и возвращались в разном состоянии.

    Справедливости ради, «Ливерпуль» после той паузы продолжил свою успешную серию и впервые проиграл только 3 января. Но Клопп продолжил высказываться против турнира. В мае 2022 г. он снова назвал Лигу наций «самым нелепым турниром» и обратил внимание, что некоторые футболисты проводят за сезон более 70 матчей.

    Для того, чтобы решить проблему, Клопп предлагал УЕФА придумать, как заработать больше на Лиге чемпионов, а не множить турниры.

    Этой осенью одной из главных «жертв» Лиги наций стала «Барселона». Из-за матчей турнира каталонцы потеряли несколько ключевых игроков: француза Жюля Кунде, а также голландцев Френки де Йонга и Мемфиса Депая. Под вопросом было участие в матчах Ла Лиги и Роберта Левандовского. Лидер атак «Барсы», впрочем, избежал серьезного повреждения. Но он известен тем, что никогда не отказывает сборной Польши, что может аукнуться ближе к концу сезона.

    Проблема большого количества матчей для футбола не нова. Так еще в 2003 г. после трагической смерти на поле камерунца Марка-Вивьена Фоэ тогдашний президент Международной федерации футбола (ФИФА) Зепп Блаттер предлагал сократить топовые европейские чемпионаты до 16 команд. С тех пор ситуация поменялась только в худшую сторону, в том числе из-за Лиги наций.

    Финансовая непривлекательность Лиги наций

    Не добавляет мотивации «умирать» в матчах Лиги наций и финансовая составляющая. Победитель турнира в 2023 г. получит 10,5 млн евро, места со второго по четвертое – 9, 8 и 7 млн соответственно. Для сравнения: за одно только участие в чемпионате Европы-2020 команды получали 9,25 млн евро. Тем более, деньги получат федерации, а выплаты призовых игрокам в каждой стране устанавливаются в индивидуальном порядке и составляют мизерные суммы от клубных зарплат. В итоге единственной мотивацией для них остается иллюзорная честь надеть футболку своей страны.

    В 2018 г. Marketing Week писал, что Лига наций позволит УЕФА преодолеть разрыв между коммерчески успешным клубным футболом и международными матчами. Но при этом портал делал важную оговорку — «при должной рекламе».

    На это обращал внимание, в частности, исполнительный директор Synergy Sponsorship Тим Кроу: «Лига наций могла бы обеспечить гораздо более привлекательные матчи для европейских стран. Настоящая проблема будет заключаться в том, как УЕФА донесет значимость турнира и реальную ценность в общей схеме футбольного календаря. Это будет самым важным для спонсоров».

    Очевидно, что «реальную ценность» турнира гораздо сложнее донести, когда игроки и тренеры жалуются на усталость и перерывы в футбольном календаре. Вскоре после учреждения Лиги Наций УЕФА подписал восьмилетний контракт с крупной платежной системой Alipay, при этом партнерское соглашение распространялось, в том числе, на два чемпионата Европы. Но на этом приток инвестиций остановился. В списке официальных спонсоров компания из Китая остается единственной в разделе «Лига наций». Если УЕФА не придумает, как привлечь к турниру интерес, он рискует повторить незавидную участь своего тезки первой половины XX века.