Клоппа обожают бренды: он увеличил продажи Opel и Erdinger, а еще продвигал печенье и клей для обоев
Зарабатывает порядка 10 млн евро в год на рекламеВ 1920-х знаменитый вратарь «Барселоны» и «Реала» Рикардо Самора рекламировал шоколад Mercadal и не получал за это денег — только шоколадки. Легенда «Реала» Альфредо Ди Стефано за рекламу сигарет Caravanas довольствовался свертком табака. Не баловали гонорарами звезд 1970-х и 1980-х. Франц Беккенбауэр заработал $1500 за рекламу супов Knorr, на $500 больше досталось лидеру «Ливерпуля» Кевину Кигану за промо аппаратуры Grundig.
Марадоне, Пеле и Кройфу даже не снились рекламные контракты нынешних звезд, причем не только футболистов, но и тренеров. Сегодняшний любимец брендов — улыбчивый босс «Ливерпуля» Юрген Клопп. В 2020 г. France Football оценил его доход от маркетинговых активностей в 7,5 млн евро. Солидная прибавка к годовой зарплате в 16 млн фунтов, которая зафиксирована в продленном этой весной до 2026 г. контракте. А с учетом сделок с Adidas и Snickers (их суммы не разглашаются), оформленных за два последних года, доход Клоппа от рекламы вполне может превышать 10 млн евро.
С новым контрактом в «Ливерпуле» Клопп по зарплате в клубе уступает только Диего Симеоне из «Атлетико» (40 млн евро) и Пепу Гвардиоле из «Манчестер Сити» (22,7 млн евро), но по маркетинговым доходам Юрген — чемпион. France Football в 2020 г. оценивал доходы Гвардиолы от соглашений с Puma, Nissan и Dsquared2 в 5 млн евро, а сделка Симеоне с Range Rover приносит ему лишь 450 000 евро в год. Лишь харизматичный Жозе Моуринью на пике карьеры, в период работы с «Манчестер Юнайтед», зарабатывал маркетингом больше — до 12 млн евро в 2017 г. благодаря соглашениям с EA Sports, Adidas, Hublot и другими топ-брендами.
Дедушка и бабушка Клоппа варили пиво
Непосредственность, отличное чувство юмора и органичность в любых декорациях — Клопп словно где-то раздобыл волшебные эфирные масла из романа «Парфюмер». Немец выгодно отличается от высокомерного Жозе Моуринью, косноязычного Карло Анчелотти, задумчивого Пепа Гвардиолы и сумасшедшего Диего Симеоне. «Клопп идеален для рекламодателей, — восторгается маркетолог Кристиан Хок. — Он транслирует такие ценности как дружба, семья и верность. Поэтому Юрген органично смотрится как в рекламе печенья, так и страхования или пива».
К пиву у Клоппа особенное отношение — его дедушка и бабушка держали пивоварню в Штутгарте. В апреле 2016 г. Юрген подписал трехлетний контракт с одной из старейших немецких пивоваренных компаний Warsteiner, но рекламировал только безалкогольный сорт. Тренер снялся в шести роликах вместе с выступавшим на тот момент за дортмундскую «Боруссию» защитником Патрик Овомойела.
По окончании соглашения Юргена завербовала другая немецкая пивоварня Erdinger Weissbier — ее владелец Вернер Бромбах предложил тренеру 2 млн евро в год (на миллион больше, чем Warsteiner) и не прогадал. «С момента запуска нашей кампании с Клоппом продажи Weissbier в Великобритании выросли на 62%, и это несмотря на ковид и торговые ограничения, — ликовал управляющий директор Erdinger Дэниел Мартинс. — За два года мы стали самым продаваемым брендом пшеничного пива в Британии».
Рекламирует Opel, но иногда ездит на Bentley
Впервые Клопп появился в рекламе в 2009 г., когда начал сотрудничать с брендом печенья Brandt Minis. На съемочной площадке тренер познакомился с режиссером кинохита «Чудо Берна» Зенке Вортманном, и творческая атмосфера очаровала Юргена. Дорасти до партнерства с мировыми брендами Клоппу помог не только прогресс в футбольной карьере, но и оригинальные идеи. Например, для рекламы Opel Astra с камерой заднего вида он предложил фразу: «Именно поэтому я за видеоповторы: тогда каждый знает — попал или не попал», — в итоге она и звучала в ролике.
Сотрудничество с немецким автоконцерном — одно из самых продолжительных и успешных в портфолио Клоппа. Юрген рекламирует Opel уже более 10 лет, и эффект — потрясающий. Согласно исследованию маркетингового агентства Forsa Brandcontrol, уже после первого ролика с тренером продажи автомобилей выросли на 14%, а сегодня машину этой марки выбирает каждый третий человек, посмотревший рекламу с его участием. В 2014 г. ролик Opel с Клоппом получил приз за лучшую авторекламу года в Германии.
«Немцы думают, что я езжу в Британии на Porsche, но это неправда. У меня на самом деле есть Porsche, но он давно пылится в гараже в Дортмунде. Меня вполне устраивает Opel Insignia», — признался Клопп, который получает от автопроизводителя 2,5 млн евро ежегодно.
В мае 2022 г. Юрген примчал на тренировку «Ливерпуля» на роскошном Bentley Continental GT за $180 000. Этой покупкой он побаловал себя за успешный сезон, но автомобиль наверняка постигнет судьба Porsche — регулярно ездить на ней непрактично, да и контракт с Opel не позволяет.
Сбрил бороду ради рекламы Philips
В 2019 г. после шумных разборок между гигантами индустрии экипировки New Balance и Nike за право заключить соглашение с «Ливерпулем» (дело рассматривалось в Верховном суде Лондона) команда Клоппа досталась Nike, но сам тренер выбрал другой вариант — и подписал индивидуальное соглашение с Adidas.
Немецкие компании для Юргена в приоритете. С 2011 г. он сотрудничает с Volksbank Raiffeisenbank, а с 2014 г. продвигает телевизионную онлайн-платформу Sky Go. В рекламе этого сервиса Юрген снялся с другой легендой немецкого футбола Францем Беккенбауэром.
Год назад Клопп сделал операцию на глазах и теперь щеголяет без очков. Так же сложно было представить Юргена без бороды, которую он вынужденно сбривал дважды — во время сотрудничества с Philips с 2012 по 2017 гг. «Рекламных предложений настолько много, что мы отклоняем большинство запросов», — констатирует менеджер самого улыбчивого тренера в мире Марк Косике.
Избирательность Юргена связана с желанием минимизировать репутационные риски — для него неприемлема реклама игровых компаний или продукции, в качестве которой он не уверен. Нынешняя принципиальная позиция обусловлена неприятным опытом из прошлого. В 2010 г. тренер сотрудничал со страховой группой Ergo, но разорвал соглашение после того, как стало известно, что ее менеджеры на деньги фирмы устроили секс-вечеринку в Будапеште.
Не лучшие воспоминания у Юргена и от партнерства с концерном Henkel в 2011 г. Тогда тренер рекламировал клей для обоев Metylan, и ему очень не понравилось, как над ним подшучивали в команде после победы в сомнительной номинации компании «Лицо года». О тех временах Юрген вспоминает с улыбкой: «Я был молод и нуждался в деньгах».
Часть денег от рекламы тратит на благотворительность
«Для нас очень важно, чтобы люди знали — Юрген в первую очередь футбольный тренер», — подчеркивает Косике. По этой причине Клоппа нет в соцсетях, и с момента прихода в «Ливерпуль» немец лишь раз появился в телешоу — на Monday Night Football на Sky Sports в сентябре 2016 г. Три года спустя тренер отказался прийти в студию Грэма Нортона на BBC после победы в Лиге чемпионов.
Клопп не зациклен на деньгах — они всего лишь инструмент для реализации многочисленных благотворительных проектов тренера. Юрген перечисляет 1% зарплаты движению Common Goal, которое финансирует различные футбольные инициативы по всему миру; поддерживает южноафриканскую детскую благотворительную организацию Hout Bay United Football Community; жертвует деньги фонду Шона Кокса, ирландского болельщика «Ливерпуля», который подвергся жестокому нападению со стороны ультрас «Ромы». Несколько десятков тысяч долларов немец переводит ежегодно организациям, занимающихся исследованиями рака простаты.