«Тоттенхэм» хочет заключить контракт с правительством ЮАР. Но сделка на $52,4 млн подвисла из-за протестов оппозиции

    Страна переживает серьезный энергетический кризис
    «Тотенхэм» критикуют за готовность взять деньги у ЮАР в то время, когда рушится экономика страны /IMAGO / Sportimage

    Министерство туризма Южной Африки могло стать спонсором лондонского «Тоттенхэма» уже на этой неделе. Стороны вели переговоры о сотрудничестве в течение нескольких месяцев и обговорили все условия. По информации AP, маркетинговое подразделение SA Tourism согласилось выделить порядка $52,4 млн. за три года, начиная с сезона 2023/2024. 

    Правительство ЮАР было готово одобрить сделку, но столкнулось с активным сопротивлением со стороны одной из оппозиционных партий ActionSA. Ее представители отметили, что обозначенная в контракте сумма составляет почти 40% от бюджета министерства туризма. При этом они усомнились, что это сотрудничество поможет улучшить имидж страны на международной арене, как утверждают сторонники сделки. 

    «У нас есть все основания полагать, что таким образом некоторые чиновники просто стараются получить для себя и своих родственников доступ на матчи АПЛ, – говорится в заявлении партии. – И воспользоваться всеми преимуществами программы клубного гостеприимства в Англии за счет средств из нашего бюджета». 

    Важно понимать: ЮАР переживает тяжелейший энергетический кризис. Одна из причин – изношенность оборудования, которое не ремонтировалось годами. Электросети не справляются с нагрузкой. Государственная компания ввела регулярные отключения – сейчас они доходят до 10 часов в сутки. Это, естественно, больно бьет по экономике страны. Президент ЮАР Сирил Рамафоса уже всерьез рассматривает возможность введения чрезвычайной ситуации. 

    На этом фоне Международный валютный фонд понизил прогноз по росту экономики ЮАР до 1,2% Годом ранее эксперты были оптимистичнее более чем в два раза. Понятно, что в такой ситуации многомиллионные траты, а сделка между SA Tourism и «Тоттенхэмом» предполагает именно это, вызывает много вопросов.     

    «Тоттенхэму» еще один спонсор понадобился в связи с тем, что в клубе остались не очень довольны недавним соглашением с онлайн-ритейлером подержанных автомобилей Cinch. Компания разместит свой логотип на игровой форме лондонцев, а если точнее – на левом рукаве футболки. За это «Тоттенхэм» будет получать порядка $13,5 млн в год. 

    Это обычный уровень для сделок такого рода в АПЛ. Примерно столько же за появление на своей форме зарабатывают «Челси» и «Арсенал». У первых контракт с Hyundai на пять лет и $67,5 млн, вторым порядка $40,5 за три года должен выплатить Совет по туризму Руанды.

    В «Тоттенхэме» уверены, что брендирование формы можно сделать более выгодной историей. В том числе – за счет туристического бизнеса. Это вообще очень популярное направление для расширения спонсорского портфолио среди клубов АПЛ. Кроме упомянутого выше «Арсенала», похожий контракт есть у «Манчестер Юнайтед». Клуб активно сотрудничает с Управлением по туризму Мальты еще с 2019 г. Правда, получает не очень много – порядка $7 млн. в год. 

    И, конечно, не стоит забывать про сделки двух крупнейших авиакомпаний ОАЭ, Etihad и Emirates, с «Манчестер Сити» и тем же «Арсеналом», соответственно.