Овечкин — один из самых преданных игроков мира. Но 17 лет назад он крупно поссорился с родным клубом

    История одного конфликта
    2005 г. Александр Овечкин в московском «Динамо»
    2005 г. Александр Овечкин в московском «Динамо» /СПОРТ-ЭКСПРЕСС / ИТАР-ТАСС

    За время своей 20-летней карьеры Александр Овечкин примерял форму лишь двух клубов мира. В России он защищал бело-голубые цвета «Динамо», а в Северной Америке — красно-белые «Вашингтона». В трудовой книжке нападающего едва не появилась и новая команда, но все планы нарушила старая.

    От любви до денег

    Весной 2005 г. Овечкин в составе «Динамо» завоевал первый серьезный командный трофей в жизни. Ликованию молодого форварда не было предела и, кажется, именно в его личной коллекции оказалось наибольшее количество фотографий с кубком страны. Однако после бурных празднований в отношениях между Ови и «Динамо» наступил разлад.

    Апрель 2005 г. Александр Овечкин с Кубком России после победы «Динамо» в финале плей-офф Суперлиги
    Апрель 2005 г. Александр Овечкин с Кубком России после победы «Динамо» в финале плей-офф Суперлиги /Спорт-Экспресс / ИТАР-ТАСС

    Набиравшие финансовую мощь клубы Суперлиги всерьез нацелились на хоккеистов чемпионского состава бело-голубых. Особую настойчивость проявлял «Ак Барс»: казанцы вели переговоры едва ли не с половиной столичной команды. «Авангард» сосредоточился на отдельных исполнителях и особенно заинтересовался Овечкиным.

    Сам нападающий, задрафтованный «Вашингтоном» под первым номером, не горел желанием отправляться за океан ближайшим рейсом. В межсезонье НХЛ вела отчаянную борьбу с профсоюзом игроков. Предметом спора была инициатива лиги снизить зарплаты хоккеистов. По новому коллективному договору в первую очередь пострадали бы новички. Для Овечкина это означало, что максимальная сумма, на которую он мог рассчитывать в «Кэпиталз», достигала $850 000 «грязными». В России он претендовал на существенно больший оклад.

    Воспользовавшись ситуацией, 29 июня «Авангард» вышел на Овечкина с официальным предложением. На следующий день президент «Динамо» Анатолий Харчук подтвердил, что оно «заметно превосходит» условия москвичей. Овечкин размышлял недолго и подписал с омичами предварительный контракт. По регламенту Суперлиги «динамовцам», чтобы сохранить Александра, нужно было повторить предложение «Авангарда» — иначе все права на талантливого снайпера переехали бы в Сибирь.

    «Мы подтвердили, и они обалдели»

    Соревноваться с «ястребами» в деньгах было непросто. Канадский телеканал TSN утверждал, что омичи выложили перед Александром договор на $1,8 млн за сезон (70 млн руб по курсу 2005 г.). Тем не менее москвичам хватило 30 часов, чтобы предотвратить переход своего воспитанника в состав принципиальных конкурентов. Регламент не предусматривал никаких проверок платежеспособности — этой брешью москвичи и воспользовались.

    «Он ушел из «Динамо» в Омск, — вспоминал позднее в интервью «Спорт-Экспрессу» тогдашний главный тренер «Динамо» Владимир Крикунов. — Там ему дали очень хорошие деньги, которых у нас не было. Президентом «Динамо» был Анатолий Харчук, и я ему говорю: «Давай не будем усиливать «Авангард», у них команда и так мощная. Давай подтвердим эту же зарплату, и он останется нашим игроком. Харчук говорит: «Где я найду такие деньги?!» Я ему: «Да он не останется. Уедет тогда в НХЛ». А я это знал точно, так сказать, из оперативной информации. Харчук усомнился: «А вдруг останется?» — «Да не останется. Давай подтвердим. Зато его в Омске не будет». Если бы мы не подтвердили зарплату, он остался бы в Омске. У него уже были все договоренности, подписанный контракт. Просто последнее слово было за нами. Мы подтвердили, и они обалдели».

    Квартирный вопрос

    «Авангард», заметив неладное, направил заявление в арбитраж Федерации хоккея России (ФХР) и Профессиональной хоккейной лиги (ПХЛ). Дело шло к судебному разбирательству, которое едва ли могло закончиться до старта нового сезона. Тогда с заявлением выступил сам Овечкин.

    «В первую очередь хотел бы с сожалением отметить, что той команды, которая стала чемпионом России, уже не существует. С прежним тренером, но – другая, — говорил Овечкин в начале июля 2005-го. – Вот в этом-то и заключается главная причина, почему я решил перейти в другой клуб. Мне очень трудно покидать родное «Динамо», но ситуация, сложившаяся в последнее время, практически не оставляет мне выбора. Есть и другая причина – руководство «Динамо» выполнило не все обязательства. Причем коснулось оно не только меня, но и других ребят. Арбитражный комитет еще в мае вынес решение об обязательном погашении всех долгов до 21 июня, но этого не сделано до сих пор. Почему мой выбор пал на «Авангард»? Начнем с того, что моя главная цель – это НХЛ. Если боссам лиги и профсоюзу удастся договориться, то мне бы хотелось продолжить карьеру в «Вашингтоне». В ином случае хотел бы продолжить карьеру именно в Омске. Потому что там в последние годы сложилась боеспособная команда».

    Харчук говорил, что Овечкину обещали квартиру. Причем, со слов динамовского президента, хоккеист ее получил, но игрока не устроили нюансы — «возможно, расположение дома, этажность или что-то еще». Тогда, утверждал Харчук, стороны договорились, что вместо квартиры клуб выплатит спортсмену финансовую компенсацию.

    Из «Динамо» на «Динамо»

    14 июля НХЛ все же достигла компромисса с профсоюзом игроков и объявила, что локаута в предстоящем сезоне не будет. На планах Овечкина это обстоятельство никак не сказалось. На следующий день после резолюции лиги форвард прилетел в Омск и приступил к тренировкам на местном стадионе, который по иронии судьбы носил название «Динамо».

    Лето 2005 г. Александр Овечкин на стадионе «Динамо» в Омске вместе с игроками «Авангарда» готовится к новому сезону
    Лето 2005 г. Александр Овечкин на стадионе «Динамо» в Омске вместе с игроками «Авангарда» готовится к новому сезону /ИТАР-ТАСС / Василий Мельниченко

    Признавать контракт Овечкина с «Авангардом» или нет, должны были решить члены арбитражного комитета ПХЛ. Но большинство из них в тот момент находились в отпуске и не собирались его прерывать. В Америке тем временем кипела работа. Генменджер «Вашингтона» Джордж Макфи оперативно вышел на агента Овечкина Сергея Исакова и сделал максимально возможное для новичка предложение — $3,8 млн в том случае, если Ови выиграет любой индивидуальный трофей, или $1,8 млн, если обойдется без них.

    Вечером 21 июля Овечкин решился и покинул Омск, чтобы вернуться в Москву — но не выступать за «Динамо», а готовиться к дебюту в НХЛ. Бело-голубые оказались в абсолютном выигрыше: не отдали звезду в клуб-конкурент и получили денежную компенсацию от «Вашингтона», поскольку официально Ови так и не был признан игроком «Авангарда».

    С исключительно спортивных позиций отъезд Овечкина за океан произошел своевременно. В первом же матче Александр оформил дубль и соперником разбил заградительное стекло. По итогам регулярного сезона россиянин получил «Колдер Трофи» — приз лучшему новичку НХЛ. «Динамо» не смогло защитить титул и вылетело из плей-офф в первом же раунде. «Авангард» добрался до финала, где уступил «Ак Барсу».