Проект бизнесмена Григоришина позволит пловцам больше зарабатывать
Новая плавательная лига ISL уже успела нажить себе враговМеждународная лига плавания (ISL), которую в 2019-м запустил бизнесмен Константин Григоришин, собрала всю плавательную элиту, а соревнования проходят в уникальном шоу-формате, который провоцирует внутренние интриги в каждом заплыве и превращает турнир в противостояние интернациональных команд.
ПРОРЫВНОЙ ФОРМАТ
ISL ломает привычный уклад плавательной жизни: раньше в этом виде спорта все циклично строилось между чемпионатами мира и Европы (раз в два года), национальными отборами к ним, а также Олимпиадами раз в четыре года. Теперь в календаре появился еще один яркий и, что важно, регулярный турнир.
В Международной лиге плавания 25-метровые бассейны (на Олимпиадах, ЧМ и ЧЕ – в 2 раза длиннее), классические дистанции и стили плавания, те же спортсмены. Но совсем другая логика соревнований: вместо традиционного формата, когда каждый сам за себя, около 300 пловцов здесь поделены на команды, а главная цель – именно коллективная победа, а не выигрыш в отдельных заплывах.
В 10 командах сезона-2020 выступали по 28 пловцов, 14 мужчин и 14 женщин, ради интриги участников разбили так, чтобы в каждой оказались и мировые лидеры, и спортсмены поскромнее. Турнир разделен на двухдневные матчи, в них принимают участие по четыре команды (два человека на старте от каждой), во всех 39 заплывах разыгрывают очки: победитель получает 9 баллов, ставший вторым – 7, последний из восьми – 1 очко. А затем по сумме всех регулярных матчей четыре лучшие команды выходят в гранд-финал.
Руководителю команды вместе с тренером каждый раз нужно решать, кого именно заявить на конкретную дистанцию: лидеры физически не могут участвовать во всех заплывах, задача – распределить ресурсы таким образом, чтобы извлечь из своего состава максимум. Работает чистая математика: представителям одной команды стратегически выгоднее, например, занять третье и четвертое место (это 11 очков), чем первое и последнее (так в сумме только 10).
Чтобы разнообразить программу и дополнительно мотивировать участников, ISL придумала особый формат самих заплывов – 50 м на выбывание: стартуют восемь человек, во второй раунд проходят четверо, в третий – двое, а победитель такого плей-офф приносит команде бонусные очки.
Кроме того, в любой гонке можно заработать джекпот – дополнительные баллы, если опередить всех соперников с заранее обозначенным преимуществом (например, на 100-метровке кролем у мужчин – на 1,8 с, на 400 м комплексным у женщин – на 10,4). Если превзойти последних участников заплыва с серьезным перевесом, их очки переходят победителю. Ничего подобного в классическом плавании нет.
КАПИТАЛИЗАЦИЯ ПЛОВЦОВ
ISL предложила спортсменам настолько привлекательные формат и условия, что пловцы пошли на конфликт с Международной федерацией плавания (FINA), которая поначалу запрещала участвовать в новом турнире и угрожала двухлетней дисквалификацией на своих стартах тем, кто все-таки там выступит.
Трехкратная олимпийская чемпионка из Венгрии Катинка Хоссу подала судебный иск, чтобы доказать: FINA нарушает антимонопольное законодательство, когда ограничивает право спортсменов выступать в соревнованиях других организаций (пловцы не подписывают контрактов с международной федерацией, просто приезжают как участники). Запрет в итоге отменили, а Хоссу назвала это началом революции в плавании.
Автор идеи и инвестор ISL Константин Григоришин родился в Запорожье и построил бизнес в металлургии и энергетике между Украиной и Россией. Плаванием он сначала занимался сам (стал мастером спорта международного класса), а затем помогал карьере сына Ивана. В первой половине 2010-х состояние бизнесмена оценивали в $1,3 млрд, к 2020 г. оно сократилось примерно втрое. И все это время Григоришин поддерживает плавание: сначала как меценат украинской национальной федерации, теперь – как глава проекта, нацеленного на коммерческий успех.
Сам бизнесмен характеризует происходящее как смену парадигмы: «В основе ISL простой принцип шоу: у людей есть таланты, мы их монетизируем, – говорит Григоришин. – Раньше пловцы жили только в традиционном олимпийском строе, когда между одними и другими Играми ничего не происходит, а на самой Олимпиаде главная награда для героя – момент просветления на подиуме, в то время как всю прибыль собирает организатор – Международный олимпийский комитет. У нас наоборот: спортсмен – центр всех процессов, мы помогаем его личной капитализации и создаем основу для капитализации ISL в целом».
В 2019-м в Международную лигу плавания Григоришин вложил $25 млн: тогда регулярные матчи проводили в четырех странах (три в США, по одному – в Лондоне, Неаполе и Будапеште), а финал организовали в Лас-Вегасе. В 2020-м сопоставимую сумму пришлось потратить только на обустройство «пузыря» в столице Венгрии, где на два месяца собрали всех участников, чтобы провести турнир с соблюдением протоколов коронавирусной безопасности. Призовой фонд в сезоне-2020 составил $6 млн.
Григоришин сознательно пошел на дополнительные траты в год, когда из-за пандемии спортсмены лишились главных традиционных стартов, в том числе Олимпиады (Игры в Токио перенесли на 2021-й): еще весной он выделил $6 млн на поддержку пловцов – гарантировал каждому из трех сотен участников ISL $1500 ежемесячной зарплаты, а элитные спортсмены получали до $3500. Этот щедрый жест доказывает, что Международная лига плавания заинтересована в благополучии своих участников и организацию стоит воспринимать всерьез.
По мнению создателя ISL, отсутствие в плавании отлаженной системы коммерческих стартов идет только на пользу его организации. FINA проводит Кубок мира (в 2020-м не состоялся из-за пандемии), но разыгрывает там почти в 3 раза меньше денег, а система призовых построена так, что основную часть забирают 10–15 элитных спортсменов, а остальным достается совсем мало.
Большинство пловцов смотрят на коллег из других индивидуальных видов спорта – например, тенниса – и понимают: спортсмены сопоставимого статуса там получают гораздо больше. Так зарождается дополнительная мотивация участвовать в ISL.
«Сделать плавание коммерчески успешным – не проблема хотя бы потому, что наша потенциальная аудитория – сотни миллионов человек, которые регулярно плавают сами и хотят смотреть на тех, кто делает это лучше всех в мире. Это вопрос времени и грамотного менеджмента», – объясняет Григоришин.
По его словам, актуальная цель ISL – за пять лет нарастить постоянную аудиторию до 100 млн человек и на этой базе подключать бизнес-инструменты. ТВ-продакшн у лиги свой, картинка создается в партнерстве с крупнейшим профильным агентством IMG (в России сезон-2020 транслировал канал «Матч! Арена»), уже работает собственная OTT-платформа ISL, пока на ней только дополнительный контент и записи.
Но монетизировать проект Григоришин намерен не только за счет реализации медиаправ: он ищет возможности на стыке спорта и масс-маркета. Например, считает, что благодаря популярности плавания можно выводить на рынок новые бренды повседневных товаров (его ориентир – то, как Nike ввел моду на кроссовки, изначально чисто спортивную обувь). Кроме того, лигу интересует интеграция с букмекерским рынком, производителями спортивного питания и другими околоспортивными отраслями.
ШОУ ВАЖНЕЕ РЕКОРДОВ
«Наш козырь – гибкость, – уверен Григоришин. – Если конкретный заплыв оказался не очень интересен, мы можем уже в следующем матче поменять регламент так, чтобы шоу получилось».
Удачное шоу в понимании ISL – это непредсказуемость, динамика и внутренняя драма. Угадать победителя конкретного заплыва бывает нетрудно, но цель каждой команды – выиграть матч, а не заплыв – это сохраняет интригу до конца. В Международной лиге плавания считают, что одна из ключевых ошибок МОКа и многих федераций – концентрация на мировых рекордах: в некоторых видах они держатся десятилетиями. ISL же создает зрелище, даже если уровень результатов невысок. А когда кто-то показывает выдающиеся секунды – это отличный бонус для шоу.
Один из недавних рекордсменов в рамках турнира ISL – 20-летний россиянин Климент Колесников. В сезоне-2020 он выступал за команду Energy Standard (совпадает с названием компании «Энергетический стандарт» Григоришина), занял вместе с ней второе место, а на первом этапе смешанной эстафеты проплыл 100 м на спине быстрее мирового рекорда (за 48,58 с).
Победителем второго сезона ISL стала команда Cali Condors во главе с американцем Калебом Дресселом, который в один день с Колесниковым установил два мировых рекорда в течение часа. В составе чемпионов не оказалось российских пловцов, а вместе с Колесниковым второе место занял его прямой конкурент на российском уровне Евгений Рылов. Всего среди участников Мировой лиги плавания было 20 россиян.
Все они, как и другие участники, в октябре – ноябре жили и соревновались на острове Маргит в центре Будапешта. Пловцам это место хорошо известно – летом 2017-го там прошел чемпионат мира по водным видам спорта.
Остров расположен в центре Дуная, неподалеку от главных достопримечательностей столицы Венгрии, однако участникам ISL покидать остров было нельзя: по условиям антиковидного «пузыря» все спортсмены, а также тренеры и персонал жили в отеле рядом с бассейном. Каждому разрешалось лишь 1,5 ч в день гулять по территории острова. Тем не менее пловцы были рады соревноваться хотя бы в таких условиях, для большинства ISL стала первым стартом после коронавирусной паузы, а положительные впечатления от четкой организации в итоге перевесили.
«Ощущалось, что это не обычный турнир, а футуристичный такой: световые эффекты, большие экраны – никогда раньше подобного не было, особая атмосфера, – признается Колесников. – С каждой командой работали по два фотографа, они выкладывали кадры в доступ для всех спортсменов – чтобы мы могли зайти, выбрать свои фотографии и выложить в соцсети, – я так и делал. Видел, что многие постили красивые фото, писали, где можно посмотреть трансляцию. Про чемпионаты мира и Европы и так все знают, а тут турнир новый – даже хотелось рассказать о нем и о том, что я в нем участвую, своим подписчикам».
Колесников отмечает еще одну важную особенность ISL: все заплывы на турнире – решающие, а на традиционных соревнованиях, как правило, есть предварительные стадии, не всегда интересные публике. Отсюда и особый настрой спортсменов, ведь сразу нужно показывать максимум.