«Защитить американцев от технологических щупалец Китая». Чем грозит запрет TikTok спортивным лигам США

    НФЛ и МЛС могут потерять партнерские сделки с популярным видеосервисом
    Известные бренды активно размещают рекламу в TikTok во время Супербоула – решающего матча сезона в американском футболе /Christian Petersen / Getty Images

    Правительство США продолжает настаивать на полном запрете социальной сети TikTok на территории страны. Как утверждает Sportspromedia, это может положить конец важным партнерским сделкам с участием TikTok в американском спорте.

    На прошлой неделе в Конгрессе США прошли слушания, на которых обсуждались вопросы о политике конфиденциальности TikTok и возможной связи соцсети с Коммунистической партией Китая. Мероприятие затянулось на четыре с половиной часа. Утверждается, что как республиканцы, так и демократы убеждены в том, что инженеры компании ByteDance, которой принадлежит TikTok, могут получать доступ к личным данным американских пользователей. На слушаниях присутствовал генеральный директор TikTok сингапурец Шоу Цзы Чу, но ему не удалось разубедить своих оппонентов.

    «Очень беспокоит то, что генеральный директор TikTok не может быть честным и признать то, что мы уже и сами знаем – у Китая есть доступ к пользовательским данным TikTok, – написал в соцсетях спикер Палаты представителей Кевин Маккарти. – Палата будет продвигать законодательство, чтобы защитить американцев от технологических щупалец Коммунистической партии Китая».

    Приложением TikTok уже нельзя пользоваться на государственных устройствах, но теперь действие запрета может распространиться на всех американских жителей. Сообщается, что у TikTok в США более 150 млн активных пользователей. Всего в мире приложением активно пользуются 1 млрд человек в месяц. Кроме того, в 2022 г. оно стало самым скачиваемым в мире.

    В США соглашения с TikTok заключены у двух крупнейших спортивных лиг. В 2019 г. на сделку с китайцами пошла Национальная футбольная лига США (НФЛ). За это время видеоконтент об американском футболе, созданный в приложении, собрал почти 100 млрд просмотров. Популярности способствовало предоставление пользователям эксклюзивного доступа к ряду событий. Например, предматчевые мероприятия в день Супербоула транслируются в прямом эфире только в этой соцсети. А в марте 2023 г. было объявлено о контракте между TikTok и Главной североамериканской лигой (МЛС).

    Кроме того, все больше брендов предпочитают рекламные кампании во время спортивных трансляций в TikTok, отказываясь от сделок с телеканалами. Как сообщает CNBC, на Супербоуле 2023 г. рекламу в TikTok вместо классической телевизионной выбрали такие компании, как StateFarm, Hyundai и FedEx. По данным медиа, сеть вещания Fox в этом году собирала более $7 млн за 30-секундные ролики во время решающего матча сезона в американском футболе и обошла по этому показателю TikTok. При этом, как прогнозирует CNBC, если видеоплатформа останется доступной в США, расклад сил может поменяться уже в ближайшее время.

    Согласно данным Insider Intelligence, траты на TikTok составляют в США 2% от общего объема расходов на цифровую рекламу. При этом приложение демонстрирует впечатляющий экономический рост. В частности, в 2022 г. выручка TikTok от рекламы в США превысила $5 млрд. Прогнозируется, что в 2023 г. этот показатель может достигнуть $6,83 млрд, а в 2024 г. способен преодолеть отметку в $8 млрд. Правда, для этого необходимо, чтобы видеосервис остался на американском рынке.

    Отношения между TikTok и правительством США осложнились еще при бывшем президенте Дональде Трампе. В июле 2020 г. он заявил, что у ByteDance есть время до 15 сентября, чтобы продать TikTok американской компании или же уйти из США. За этим последовала ожесточенная схватка американских гигантов, от Microsoft до Apple, каждый из которых мечтал заполучить китайскую соцсеть. Победителями вышли Walmart и Oracle, которые договорились, что соцсеть будет передана новой компании в США, где миноритарными акционерами будут они, а мажоритарным – ByteDance. Данные пользователей, утечки которых так боятся американские чиновники, станет контролировать Oracle.

    Но сделка так и не состоялась. Сначала указ Трампа был заблокирован в американских судах. После этого Трамп проиграл выборы, а Джо Байден отменил его указ о TikTok. При этом еще с 2020 по 2022 гг. восемь штатов (Небраска, Алабама, Мэриленд, Оклахома, Южная Каролина, Южная Дакота, Юта и Техас) запретили своим служащим пользоваться TikTok. В декабре 2022 г. сенат принял законопроект, запрещающий TikTok на всех устройствах, принадлежащих федеральному правительству. Кроме того, ряд американских школ блокируют приложение в своих WiFi-сетях.