Проект года. Боссы мужского и женского тенниса мечтают объединиться ради «правильного бизнеса»
Их поддерживают топ-спортсмены, но есть серьезные ограниченияОб объединении Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP) и Женской теннисной ассоциации (WTA) снова заговорили всерьез еще в 2020 г. Инициативу проявил Роджер Федерер, Рафаэль Надаль тоже высказался «за».
Главным триггером стала пандемия коронавируса – теннис тяжело справлялся с ее последствиями. Так, по информации известного спортивного журналиста Джона Вертхайма, доходы игроков из топ-20 рейтинга ATP в 2020-2021 гг. сократились минимум на 40%. У девушек сложилась похожая ситуация.
Это произошло в том числе из-за падения призовых практически на всех значимых турнирах. Показательный пример – «Мастерс» в Майами, который часто называют пятым «Шлемом». Его призовой фонд в 2021 г. уменьшился практически на 60% – с $18 млн до $7,5 млн (у мужчин и женщин в равных долях).
В 2022 г. ситуация начала исправляться. В том же Майами в этом сезоне разыграли $16,9 млн. Но от идеи объединения отказываться не спешат. Исполнительный председатель ATP Андреа Гауденци время от времени удивляется тому, что мужской и женский туры конкурируют за фанатов, партнеров и ТВ-контракты, вместо того, чтобы осваивать все активы вместе и вести «правильный бизнес». Руководитель WTA Стив Саймон тоже видит в слиянии серьезный потенциал.
Конкретное предложение пока было только у крупной консалтинговой компании СVС Capital Partners, которая до сентября 2016 г. контролировала «Формулу-1». Ее боссы планировали создать единое некоммерческое предприятие под названием One Tennis. Объем первоначальных инвестиций оценивался в $600 млн. По оценкам аналитиков CVC, со временем стоимость глобальной теннисной организации могла вырасти до $4 млрд. Сама компания рассчитывала минимум на 15% акций. Но переговоры зашли в тупик – далеко не все теннисисты готовы принять, что ATP вообще согласилась обсуждать этот вопрос. Один из самых последовательных критиков – Ник Кирьос. Австралийца тревожит, что WTA не потянет призовые, которые разыгрывают на мужских турнирах, и тогда придется искать компромиссные варианты, менее выгодные для спортсменов.
«Насколько знаю, и ATP, и WTA наняли консультантов, чтобы лучше проработать все спорные моменты, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Алексей Николаев, спортивный агент, который работал в теннисном департаменте IMG. – Процесс координации запущен и уже вряд ли будет остановлен».
При этом, по словам Николаева, слияние может быть частичным. ATP продолжит управлять мужским туром, WTA – женским. А объединенная организация будет решать вопросы по распределению медиа-прав и других важных активов между двумя турами. Кроме того, она займется организацией совместных соревнований, у которых общей будет не только локация.
Чтобы проект объединения начал обретать реальные черты, WTA, правда, придется приложить максимум усилий. Для сравнения: доходы ATP в 2021 г. (более свежих данных еще нет) составили $854 млн, у WTA было более чем в два раза меньше – $418 млн. Есть серьезная разница и в плотности календаря. Так, в этом сезоне в мужском туре провели 66 турниров, для девушек организовали 51. И это, естественно, сказывается на привлекательности для спонсоров и объемах призовых.
На протяжении последних лет WTA уже компенсирует разницу в призовых у женщин и мужчин на четырех обязательных турнирах серии «Мастерс». Кроме Майами, их принимают Индиан-Уэллс, Мадрид и Пекин (на паузе после истории с Шуай Пэн). Про призовой фонд в Майами мы писали чуть выше, а в том же Индиан-Уэллсе в этом году разыграли по $9,5 млн. При этом, по планам ATP, через три года призовые на таких турнирах должны увеличиться еще на 35%.
«Я думаю, что этот вопрос WTA обязательно решит, – говорит Николаев. – Женщины играют все большую роль в политике и экономике. Спорт не исключение. Это мировая тенденция. Два года пандемии, конечно, подорвали экономику организации. Но там понимают, что компромиссов быть не может».
На протяжении всего 2022 г. WTA ведет переговоры с CVC Capital Partners. Важные инсайды об этом публиковали The Telegraph и The Times. По информации изданий, инвестиционный фонд готов вложить в женский теннис $150 млн. Эти средства пойдут на создание новой компании, оценочная стоимость которой составляет $750 млн. На старте Женской теннисной ассоциации будут принадлежать 96% акций новой компании, а доля CVC будет увеличиваться постепенно – с 4 до 20% в течение пяти лет.
Женский тур передаст новой компании свои коммерческие права. Таким образом, она сможет распоряжаться всеми активами WTA, в том числе продажей прав на телетрансляции и лицензий на проведение турниров, а также заключением спонсорских соглашений. Регламент проведения турниров, их календарь, правила подсчета рейтинговых очков и другие спортивные вопросы останутся в ведении WTA.
Сделка с CVC поможет удовлетворить потребности женского тенниса в глобальных инвестициях, а значит, снимет часть спорных моментов перед потенциальным объединением с ATP.
Тем временем новый сезон уже сегодня стартует в Австралии с розыгрыша United Сup. Это первый в истории командный турнир, который ATP и WTA проводят вместе. Важно понимать: теннисисты и теннисистки не просто играют в одно время и в одном месте, как это бывает на других турнирах, но и разыгрывают общий призовой фонд – $15 млн. Система распределения выигрыша зависит от итогов выступления команды (их на турнире 18) и от личного вклада игроков. С рейтинговыми очками та же история. Два лучших игрока команды-чемпионки (мужчина и женщина) могут заработать по $800 000 и 500 баллов.