Как в волейболе тратят $300 млн инвестиций: вкладывают в шоу, рассчитывают на ЧМ в России

    Колонка президента Международной федерации Ари Грасы – специально для «Ведомости. Спорт»
    Mike-Ehrmann / Staff
    Mike-Ehrmann / Staff

    30 сентября в Москве прошла жеребьевка мужского волейбольного чемпионата мира 2022, который впервые в истории примет Россия. Турнир станет первым большим событием в рамках новой концепции развития мирового волейбола. В феврале 2021 г. Международная федерация (FIVB) создала отдельную организацию Volleyball World, сфокусированную на коммерциализации вида спорта.

    Проект запущен благодаря сотрудничеству с инвестиционным фондом CVC Capital Partners. Люксембургская компания проявляет большую активность в спорте: в середине 2010-х она владела «Формулой-1», недавно приобрела долю Ла Лиги за 2,7 млрд евро, а в начале 2021 г. вложила $300 млн в Volleyball World. Президент FIVB бразилец Ари Граса объяснил «Ведомости. Спорту», как новая бизнес-структура изменит мировой волейбол.

    Реинвестиции в спорт

    Вся моя карьера посвящена финансам: я был директором банков, владельцем компаний на фондовом рынке (в 1970–1980-е Граса управлял несколькими бразильскими банками, а с 1991 по 2012 г. возглавлял инвестиционную компанию AGF Investmentos с портфолио на $250 млн. – «Ведомости. Спорт»). Я привнес коммерческий подход в FIVB, бизнес теперь в приоритете.

    За девять лет, что я возглавляю Международную федерацию, мы изменили многое: например, утроили бюджет, нарастили присутствие на ключевых рынках и привлекли новых спонсоров с вещателями. Но чтобы действительно охватить волейболом весь мир, нам нужно было больше финансовых и профессиональных ресурсов.

    Мы поняли, что наши конкуренты из других видов спорта превратились в серьезные бизнес-структуры, которые инвестируют в свой продукт. Нам важно было, с одной стороны, оставить под контролем свои главные турниры, с другой – расти в мировых масштабах.

    Идея привлечь внешнего партнера появилась шесть лет назад, в 2018 г. мы начали переговоры с несколькими компаниями, в том числе маркетинговыми, а также крупными банками и частными инвесторами. В 2020 г., уже во время пандемии, FIVB получила несколько предложений, и мы остановились на CVC Capital Partners. При этом большинство акций компании Volleyball World принадлежит FIVB.

    Наша принципиальная позиция: деньги, полученные благодаря спорту, должны быть реинвестированы в спорт. Именно поэтому средства от сделки с CVC мы не положили в банк, а сразу начали тратить на развитие волейбола. Например, создали Volleyball Empowerment – программу развития для национальных федераций, которые только начинают расти.

    Уникальное сотрудничество

    Для профессионального спорта наше сотрудничество с инвестиционной компанией уникально, фактически в индустрии нам не на что ориентироваться. Поэтому в основе развития Volleyball World лежит мой опыт в финансовом секторе, а также работа команды FIVB.

    Особенно важно, что по ходу подготовки к партнерству с потенциальным инвестором мы узнали реальную рыночную стоимость коммерческих прав мирового волейбола. Предварительная работа шла почти год. Мы собрали большую группу профессионалов – как из FIVB, так и сторонних экспертов – для глубинного изучения волейбола как бизнеса. Это необходимо, чтобы лучше представлять коммерческие возможности вида спорта.

    Еще за несколько лет до создания Volleyball World мы начали инвестировать в собственную OTT-платформу. Благодаря контенту, который есть в нашем распоряжении, мы привлекли более 8,5 млн подписчиков в ее соцсети. Сейчас, с появлением отдельной структуры, мы делаем ставку на трансляции, в том числе ведущих национальных чемпионатов, чтобы привлечь аудиторию, – например, в сезоне 2021/22 там можно будет смотреть мужской и женский чемпионаты Италии.

    На Играх-2016 волейбол стал первой олимпийской дисциплиной, где у соревнований особое оформление (специальный саунддизайн, визуальные эффекты и т. д. – «Ведомости. Спорт»). Это дополнительно вовлекает публику, в яркой игровой форме объясняет происходящее на площадке, акцентирует важные моменты матча. Мы стремимся сделать так, чтобы болельщик был частью шоу, а не просто зрителем.

    Жаль, что из-за ограничений пандемии и отсутствия зрителей на трибунах мы не смогли реализовать многие планы на Олимпиаде-2020. Получилось, что в Токио мы провели техническое мероприятие, а не развлекательное – команды просто играли в волейбол.

    Чемпионат мира в России станет первым, где будут полностью реализованы новые принципы и возможности Volleyball World. Мы тесно взаимодействуем с местным оргкомитетом, и у меня нет сомнений, что получится провести лучший чемпионат мира в истории волейбола.