От Всемирной выставки до Голливуда: как появилось синхронное плавание

    Первые соревнования команд – между колледжами Чикаго – устроила Кэтрин Кертис
    В отсутствие россиянок в синхронном плавании оформилась гегемония сборной Китая
    В отсутствие россиянок в синхронном плавании оформилась гегемония сборной Китая /Xinhua / ABACA / ТАСС

    В Сингапуре с 11 июля по 3 августа проходит чемпионат мира по водным видам спорта, где впервые с момента отстранения в 2022 г. выступают россияне, пусть и в нейтральном статусе. Возвращение пловцов на международную арену состоялось чуть раньше – они участвовали в чемпионате мира на короткой воде в 2024 г., а до главного старта допущены и прыгуны в воду, и представители синхронного плавания. Продолжить победные традиции (спортсменки из России не проигрывали в олимпийских дисциплинах на топ-турнирах с 2007 г.) синхронистам (теперь соревнуются и мужчины, и женщины) будет непросто.

    Во-первых, изменились правила – творческий элемент в программах сократился, во-вторых, судьи отвыкли от россиянок и воспринимают как лидера сборную Китая. У китаянок два золота из двух на Олимпиаде-2024 и семь из 11 – на чемпионате мира 2024 г. Подтянулись за время отсутствия российских спортсменок и другие команды. Например, серебро Игр-2024 в группе забрала сборная США – страны, где в 1930-х и зародилось синхронное плавание. Сначала – как шоу. Олимпийский статус ему оформили лишь к Играм-1984 в Лос-Анджелесе, и до конца века в этом виде спорта доминировали американки и канадки.

    В ритме музыки

    Изобретательницей «ритмического плавания» (именно так называлось первое учебное пособие 1936 г., посвященное этому виду спорта) считают преподавателя физкультуры американку Кэтрин Кертис. Она увлеклась плаванием еще в школе и отлично справлялась с длительными нагрузками. Уже в 15 лет Кертис стала первой в истории женщиной, переплывшей озеро Мендота в штате Висконсин, – причем ее соперники-мужчины не смогли закончить дистанцию. В подростковом же возрасте Кертис впервые попробовала себя в роли спортивного педагога, подрабатывая инструктором на детских игровых площадках в каникулы. Позже она 10 лет отработала учителем физкультуры и инструктором по плаванию в школах, колледжах и летних лагерях.

    Лишь в конце 1920-х, когда ей было уже за 30 лет, Кертис переключилась на продюсирование водных шоу. Тогда она преподавала в Чикагском университете и организовала там женский плавательный клуб. Кертис обучала учениц выполнять в воде различные фигуры, синхронизируя свои действия с музыкальным аккомпанементом. В 1934 г. в Чикаго приехала Всемирная выставка – и Кертис решила показать там свое шоу. В «Современных русалках Кей Кертис» было задействовано 30 пловчих. С этого события принято вести отсчет истории «синхронного плавания» – так назвал увиденное диктор на радио, комментировавший события выставки.

    Шоу на воде

    В 1939 г. Кертис организовала первые соревнования по синхронному плаванию среди команд. Для этого она подготовила описание фигур и свод технических правил. Борьбу вели коллективы двух колледжей Чикаго – Уилбура Райта и Чикагского педагогического, где преподавала Кертис. Но вскоре ей наскучили тренировки, а в 1942 г., когда США присоединились ко Второй мировой войне, Кертис устроилась работать в Красный Крест ассистентом директора по рекреации и отправилась в путешествие по разным странам.

    «Тот факт, что она изобрела синхронное плавание, для меня наименее важная часть ее жизни. Она была мыслящей авантюристкой, которая ценила жизнь гораздо больше других», – делился ее близкий друг в книге «Кэтрин Уитни Кертис. Мать синхронного плавания». Лишь по окончании войны Кертис вернулась к своим спортивным увлечениям. В 1945 г. она организовала масштабное водное шоу с участием 250 пловцов, актеров и музыкантов в бассейне и фонтанах итальянского Королевского дворца в Казерте – для командования союзных войск и 2000 зрителей.

    Правда, к тому времени у Кертис уже был серьезный конкурент – крупный продюсер Билли Роуз. В 1939 г. на Всемирной выставке в Нью-Йорке Роуз устроил водное представление, в котором участвовали американские олимпийские чемпионы Джонни Вайсмюллер (плавание), Ричард Дегенер (прыжки в воду) и первая переплывшая Ла-Манш женщина Гертруда Эдерле. Но главной звездой шоу Роуза стала молодая звезда американского плавания (чемпионка США на дистанции 100 м вольным стилем) Эстер Уильямс. Она планировала выступить на Олимпиаде 1940 г. в Хельсинки, но Игры отменили в связи с началом Второй мировой войны. Зато Эстер заметили на киностудии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) – и карьера девушки поменяла направление.

    Голливудская русалка

    Чтобы научиться плавать, Эстер подростком подрабатывала в общественном бассейне, раздавая и собирая полотенца, а на заработанные деньги покупала входной билет и брала уроки у местных спасателей. Благодаря им она освоила баттерфляй – скоростной и мощный стиль плавания, изобретенный в начале 1930-х.

    Обстоятельства помешали Уильямс полностью реализовать себя в спорте, и в 1941 г. красавица Эстер подписала контракт с MGM. Киностудия мечтала о своем шоу, чтобы навязать конкуренцию ледовым мюзиклам компании Fox, где главные роли исполняла олимпийская чемпионка по фигурному катанию Соня Хени. Ради превращения пловчихи в артистичную синхронистку MGM устроила Эстер почти годовой актерский курс, а также позволила ей бесплатно тренироваться в бассейне отеля Beverly Hills.

    Свою дебютную главную роль Эстер исполнила в 1944 г. в ярком цветном мюзикле «Прекрасная купальщица». Сыграв сбежавшую невесту – инструктора по плаванию, Уильямс тут же обрела популярность. Подпись во вступительных титрах гласила, что Эстер – «девушка, о которой ты будешь мечтать». В фильме, собравшем $5,7 млн в прокате, Уильямс и артистки водного балета исполняли музыкальные номера в специально построенном для съемок бассейне. Новаторским элементом были подводные съемки. «Создавалось ощущение, будто я пригласила зрителей в воду вместе со мной. Это было как раз то легкое летнее развлечение, которое нужно было уставшей от войны публике...» – вспоминала позже Эстер.

    Фильмы с участием Уильямс появлялись ежегодно, а в 1948 г. бренд купальников Cole of California подписал с Эстер контракт, по которому она и ее партнерши должны были сниматься в инновационных костюмах этой компании. Во-первых, они были без молний и бретелек, что облегчало движения, а во-вторых, были сделаны из материалов, удачно подчеркивающих женские формы. По словам Эстер, доход по контракту с Cole был сопоставим с киногонорарами. И хотя точных цифр нет, но в те годы актрисы ее уровня зарабатывали $50 000–150 000 за фильм ($650 000 – 1,9 млн на 2025 г. с учетом инфляции).

    Малышка на миллион

    Одним из самых популярных фильмов с участием Эстер стала кинобиография другой актрисы-пловчихи – Аннет Келлерман «Русалка на миллион долларов». Именно Аннет «перенесла балет в воду» задолго до проектов Кертис, которая называла Келлерман своей музой (хотя театральные постановки на воде существовали и во времена Римской империи, и в викторианской Англии). В образах морских принцесс, русалок и фей Аннет блистала на экранах и бродвейских сценах начала века. Она была так популярна, что могла влиять на общественное мнение.

    Именно благодаря инициативе Келлерман девушки стали плавать не в громоздких платьях, а в обтягивающих купальных костюмах. А в 1916 г. Келлерман произвела фурор, появившись обнаженной в фильме «Дочь богов». В проморолике компания Fox назвала эту кинокартину первой, бюджет которой достиг $1 млн. Хотя историки кино утверждают, что сумма несколько преувеличена – расходы составили порядка $800 000.

    В 1917 г. Келлерман в компании 200 синхронисток стала выступать со своим водным шоу на Нью-Йоркском ипподроме, сместив с роли хедлайнера российскую балерину Анну Павлову с ее танцевальной постановкой «Спящая красавица».

    Но параллельно с развлекательным ритмическим плаванием после войны активно развивалось и соревновательное. В 1946 г. прошел первый официальный чемпионат США, в 1954 г. Международная федерация водных видов спорта взяла синхронное плавание под свой контроль, а в 1955 г. вид спорта дебютировал на международных Панамериканских играх. И хотя спортивная версия все меньше и меньше походила на «водные балеты», именно благодаря этим шоу и фильмам удалось распространить интерес к синхронному плаванию среди обычных зрителей.