ВГТРК и «Ростелеком» откроют магазины игрушек из российских мультфильмов

Сейчас в десятке самых продаваемых из российских только «Маша и Медведь»
В десятке самых продаваемых лицензированных игрушек в России только один российский бренд – «Маша и Медведь»/ Е. Разумный/ Ведомости

Входящая в холдинг ВГТРК (58,7%, еще 41,3% у «Ростелекома») телекомпания «Цифровое телевидение» откроет сеть магазинов с игрушками «Мульт» (так же называется и телеканал), рассказал «Ведомостям» заместитель гендиректора компании Сергей Кошляков. Там будут продаваться игрушки с персонажами только российских мультфильмов: «Смешарики, «Фиксики», «Барбоскины», «Маша и Медведь», мультфильмы «Союзмультфильма» и др. Подобный проект есть у американской киностудии The Walt Disney Co: первый магазин Disney Store открылся 30 лет назад в США, сейчас их около 350 по всему миру. В России первый Disney Store откроется осенью 2017 г.

Лицензионные отчисления российским брендам в 2016 г. составили 1,4 млрд руб., отмечает президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Такая продукция российских производителей пользуется стабильным спросом, но в лидерах продаж импортная, говорит представитель «Детского мира» Надежда Киселева.

По ее словам, всплеск продаж происходит после премьеры очередной серии мультсериала, промо- или рекламной кампании с производителями. Любой детский товар с изображением любимого персонажа продается лучше, чем «безымянный», добавляет коммерческий директор компании «Мир детства» Максим Нечай.

В десятке самых продаваемых лицензированных игрушек в России только один российский бренд – «Маша и Медведь», первая тройка – «Звездные войны», «Холодное сердце», Бэтмен (данные NPD Group). Игрушки по российским лицензиям выпускаются небольшими производителями, ресурсов которых часто недостаточно для конкуренции с глобальными игроками, объясняет директор по развитию NPD Ирина Седова. Игрушки по отечественным лицензиям хуже представлены в рознице, ассортимент обновляется редко и в отличие от известных западных брендов у российских товаров нет серьезной маркетинговой поддержки, продолжает она.

Кошляков рассчитывает работать напрямую с производителями товаров, они отчисляют роялти владельцам брендов. Бывают редкие случаи, когда партнеры нарушают договор и производят контрафакт, рассказывает сопродюсер мультфильма «Маша и Медведь» Дмитрий Ловейко. Отследить такое крайне сложно, иногда владелец бренда может потребовать для проверки дополнительные документы: таможенные декларации, транспортные или складские накладные, продолжает он.

«Му-му» шагает по «Стране»

«Цифровое телевидение» на базе телеканала «Страна» запустит музыкальный канал для детей «Мультимузыка», рассказал Кошляков: «У «Страны» были низкие рейтинги, и на ее базе мы решили запустить канал с музыкальным детским контентом. Мы обратили внимание на то, что детям нравится танцевать под музыку во время проведения фестивалей, и считаем, что новый формат будет пользоваться большим успехом». Новый канал запускается на базе абонентов «Страны» – более 20 млн домохозяйств, это «хороший старт для быстрого успеха», говорит он.

«Подобные проверки проводятся, когда есть подозрения в партнере – например, видим товар на рынке, а в отчете его нет», – отмечает Ловейко.

Оператором и инвестором проекта будет рекламное агентство «Ноль плюс медиа», говорит Кошляков. Коммерческий директор «Ноль плюс медиа» Наталия Белянина это подтвердила.

До конца года «Цифровое телевидение» рассчитывает открыть два магазина. К концу 2018 г. в Москве и, возможно, Санкт-Петербурге будут открыты еще 10 (в регионах – по франшизе). Кроме игрушек в магазине будут представлены книги, одежда и непортящиеся товары. Инвестиции в открытие двух первых магазинов Кошляков оценивает в 15 млн руб. Это не просто маркетинговый проект, уверяет Кошляков: «Мы рассчитываем окупить затраты в открытие одного магазина за 1–2 года».

Такие инвестиции соответствуют масс-маркету, говорит директор отдела торговых помещений консалтинговой CBRE в Москве Марина Малахатько, чтобы сроки окупаемости стали реальными, должно быть минимум 70–90 чеков в день при среднем чеке в 400–600 руб. в зависимости от места. Шансы есть, ведь они могут рекламировать свою продукцию через свой телеканал, объясняет она.

«Цифровое телевидение» объединяет 19 телеканалов («Мульт», «Моя планета», «Наука», «Русский роман», «Русский детектив» и др.). По данным Mediascope, за девять месяцев 2017 г. доля «Мульта» среди пользователей в возрасте от 4 до 17 лет составляет 7,9% в городах с населением выше 100 000 человек – третье место среди анимационных каналов после «Карусели» (15,5%) и Disney (11%).

По данным Euromonitor International, в 2016 г. российский рынок детских игрушек вырос на 7% до 130,5 млрд руб., по итогам 2017 г. рост составит 8,6%. За первые восемь месяцев 2017 г. доля российских лицензий на рынке игрушек составила 2,6% продаж в штуках, хотя за аналогичный период 2016 г. она была выше – 3,1%, говорит Седова.