Позиция России в Индексе восприятия коррупции за год не изменилась

Однако в этом рейтинге Transparency International Россия опустилась со 119-го на 131-е место
В индексе восприятия коррупции Transparency International Россия опустилась со 119-го на 131-е место/ Maxim Marmur / AP

В Индексе восприятия коррупции (ИВК-2016) позиция России за год не изменилась, сообщила составляющая этот рейтинг международная организация Transparency International. Как и год назад, Россия получила 29 баллов, однако ее позиция в рейтинге снизилась со 119-го места до 131-го, поскольку в этом году в индексе учитывалось больше стран, чем годом ранее.

В нынешнем году более двух третей из 176 исследованных стран и территорий набрали меньше 50 баллов по шкале Transparency International, говорится в общем обзоре. Среднее значение уровня восприятия коррупции в мире - 43. Также исследование за 2016 г. выявило связь показателя восприятия коррупции с имущественным неравенством. Эта взаимосвязь становится питательной средой для популизма, замечает руководитель международной Transparency International Хосе Угас. По его словам, когда традиционные политики не могут справиться с коррупцией, население становится более циничным и все чаще начинает смотреть на политиков-популистов, которые обещают разорвать порочный круг привилегий и коррупции.

С 29 баллами Россия оказалась на одном уровне с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. Год назад столько же баллов, кроме России, получили Азербайджан, Сьерра-Леоне и Гайана, в индексе за 2014 г. Россия набрала 27 баллов.

В индексе Transparency International, составляющемся с 1995 г., страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 - самый низкий. Индекс рассчитан на основании данных за последние два года (2015–2016), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру.

В ИВК-2016 первое место разделили Дания и Новая Зеландия, набравшие по 90 баллов, затем следует Финляндия с 89 баллами, затем - Швеция с 88 баллами. Замыкают рейтинг КНДР с 12 баллами, Судан с 11 баллами и Сомали с 10 баллами. Из бывших советских республик выше всех в рейтинге Грузия - на 44-м месте, Белоруссия находится на 79-й строчке, Молдавия - на 123-й, Таджикистан - на 151-й, Туркмения - на 154-й, Узбекистан - на 156-й.

В 2016 г. в России «ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним», прокомментировал ситуацию гендиректор «Трансперенси интернешнл – Россия» Антон Поминов. Однако вице-президент международного движения Transparency International Елена Панфилова считает, что эта «охота» только похожа на настоящую: «На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам».

При определении места России в индексе учитывалась информация, вскрывшаяся после утечки документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, которая помогала оформлять офшорные компании. В обнародованных документах оказались упоминания 11 516 компаний, связанных с Россией, и 6285 российских физических и юридических лиц, являющихся их владельцами или директорами. Скандал широко освещался СМИ и не мог не повлиять на восприятие уровня коррупции среди респондентов, отмечается в пресс-релизе Transparency International.

Министры и заместители под следствием

Министры и заместители под следствием

Среди негативных факторов, которые могли повлиять на место страны в индексе, упоминаются и громкие дела против высокопоставленных чиновников, например задержания экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, генерала ФСО Геннадия Лопырева и полковника МВД Дмитрия Захарченко с найденными у него миллиардами. Transparency International отмечает, что эти дела не все граждане воспринимают как свидетельства борьбы с коррупцией. Ссылаясь на опрос ВЦИОМа, организация указывает, что более 50% респондентов восприняли арест Улюкаева как «показательную акцию или сведение счетов».

На большой пресс-конференции 23 декабря 2016 г. президента Владимира Путина прямо спросили, не являются ли громкие антикоррупционные дела имитацией борьбы, под которой могут скрываться попытки сведения счетов. Задавший вопрос корреспондент «Эха Москвы» упомянул Улюкаева и бывшего директора ФТС Андрея Бельянинова, фотографии обыска которого с изъятием наличных были опубликованы в июле перед его отставкой. Путин ответил, что никакого дела Бельянинова нет, а эта публикация нанесла незаслуженный ущерб репутации бывшего директора таможни, а про Улюкаева - что материалы, предоставленные оперативные службами, были достаточно убедительны, чтобы было принято решение отстранить его от должности министра в связи с утратой доверия.

Из Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 гг. пропало упоминание о защите заявителей о коррупции, которую в Transparency International считают важнейшим элементом антикоррупционной политики. Составители индекса отмечают, что по-прежнему не принят закон о лоббизме, упомянутый в предыдущем Национальном плане.

Из доклада группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO) следует, что Россия в 2016 г. полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией из 21, а оставшиеся 11 выполнила частично, говорится в пресс-релизе. Также там учтено, что за отчетный год Россия стала участником соглашения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) об автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми службами других стран, который должен начаться в 2018 г. Transparency International отмечает «некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства», например об изъятии незаконно нажитого имущества, но «правоприменительная практика меняется мало», считают в организации.

Среди положительных факторов в Transparency International отмечают то, что российским чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами, принят закон о «черном списке» коррупционеров, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов, введена ответственность компаний за то, что они не хранят или не обновляют данные о своих бенефициарах, федеральным чиновникам запретили работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники.

«Панамская» реакция

По результатам анализа Transparency International рекомендует российскому руководству разработать и принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции, обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования, включиться в международное сотрудничество по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников, обеспечить выборность председателей судов и случайное распределение дел между судьями в рамках их специализации, обеспечить независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от Администрации президента, повысить независимость избирательных комиссий, сведя к минимуму влияние на процесс их формирования со стороны органов власти.

«Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых являются прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права», — говорит Антон Поминов.