Статья опубликована в № 3878 от 22.07.2015 под заголовком: Заклинило с Hyundai

Семья из Ростова в суде требует свыше 100 млн рублей с Hyundai

1 млн рублей – за то, что у нового автомобиля заклинивает руль, остальное – за моральный вред

Супруги Екатерина и Владимир Кулаковы в понедельник подали иск в суд Железнодорожного района Ростова к корпорации Hyundai Motor Company, российскому импортеру «Хендэ мотор СНГ» и калининградской «Элладе интертрейд» (входит в «Автотор холдинг», производит в том числе досборку автомобилей марки), рассказал представитель истцов Ростислав Рычанов (см. врез) и подтвердил сотрудник суда. Третьим лицом заявлен ростовский дилер Hyundai – «Формула-Н» (входит в «ААА моторс»). Кулаковы требуют 101 млн руб., сообщили Рычанов и сотрудник суда. Это 1,051 млн руб. за седан бизнес-класса Hyundai i40, у которого за два месяца после покупки (январь 2015 г.) трижды заклинивало руль во время движения, и возмещение морального вреда – по 25 млн руб. на каждого члена семьи (у Кулаковых двое детей), уточнил Рычанов.

После поломок автовладельцы каждый раз обращались в сервис «Формула-Н», а затем потребовали от Hyundai Motor и «Хендэ мотор СНГ» возврата денег за автомобиль, говорит Рычанов. Он утверждает, что производитель и импортер отказались вернуть деньги, «отрицая сам факт недостатка».

Hyundai Motor Company и «Хендэ мотор СНГ» на запросы вчера не ответили.

В сервисе с Кулаковых не брали денег за исправление поломок, что подтверждает признание дилером конструктивного дефекта, настаивает Рычанов. Он также ссылается на выводы независимой экспертизы, проведенной «Южным центром экспертиз и исследований»: заклинивание руля подтверждается диагностикой, но электронная система стирает следы неполадок для исключения претензий (копия документа есть у «Ведомостей»).

«Кулаковы действительно обращались к нам в сервис, у других Hyundai таких проблем [с рулевым управлением], как у них, не было. Мы сами ждем официального ответа «Хендэ мотор СНГ». А в США и Канаде продается иная версия Hyundai», – сообщил сотрудник «Формула-Н».

Борец с автоконцернами

Ростислав Рычанов вел дела против концерна GM в 1998–2001 гг. и против Peugeot в 2006 г. У GM он выиграл 12 процессов вплоть до президиума Верховного суда. Рычанов смог доказать, что его автомобиль Chevrolet Blazer и другие машины, собранные в Елабуге (Татарстан), имеют конструктивный дефект двигателя. В результате GM выплатил ему $360 000 материальной и моральной компенсации. От филиала Peugeot в России Рычанов потребовал компенсацию за свой трехлетний Peugeot 607, который безуспешно чинили в связи с появлением 18 различных дефектов, после третьего судебного заседания компания в 2006 г. принесла Рычанову извинения и выплатила 2 млн руб. компенсации (данные СМИ и самого Рычанова).

Также истцы заявили ходатайства «в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на территории РФ»: они просят суд запретить «Хендэ мотор СНГ» и «Киа мотор СНГ» продажи в России и отозвать все модели Hyundai и Kia до исправления существенного недостатка – заклинивания руля, отказа усилителя руля – и получения нового сертификата безопасности, продолжает Рычанов. «В соответствии с ПДД и Техническим регламентом Таможенного союза автомобили с неполадками рулевого управления запрещены к эксплуатации. А в руководстве для водителей Hyundai и Kia вероятность заклинивания руля в этих автомобилях преподнесена как «особенность автомобиля», – возмущается он. В иске также сообщается, что в феврале в США и Канаде Hyundai отозвала 263 000 автомобилей в связи с неполадками в рулевом управлении, добавил Рычанов.

«Сейчас я получаю тысячи жалоб на коробку передач, которую использует в импортируемых в Россию моделях один немецкий автоконцерн. В других странах он отзывает модели, дает увеличенные сроки гарантии, меняет на другую коробку – и только в России делает вид, что все нормально. Такое отношение к потребителю объединяет все автоконцерны, работающие на российском рынке», – говорит лидер партии «Автомобильная Россия» депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. «В России нет института компенсации морального вреда, у судейского сообщества, в большинстве своем оставшегося с советских времен, не укладывается в голове, как можно присудить человеку от компании даже сотни тысяч рублей, – продолжает он. – Во-вторых, нет сильных общественных структур, защищающих права автолюбителей».

«Если суд удовлетворит иск, то размер морального вреда будет меньшим, судьи уменьшают его в несколько десятков раз, но сознание постепенно меняется», – отмечает управляющий южной дирекцией Vegas lex Максим Григорьев. Требование к запрету продаж и отзыву Hyundai и Kia, по его мнению, «носит эпатажный характер»: «В нашем законодательстве такой способ защиты своих интересов у физлиц не предусмотрен, это должно быть решением самой компании либо этого должна добиваться прокуратура».