Статья опубликована в № 4082 от 26.05.2016 под заголовком: Hitachi отправил стрелы в Европу

Российский завод Hitachi начал экспорт комплектующих

Такой стратегии придерживаются многие глобальные автоконцерны, чтобы сохранить рентабельность на падающем рынке

Завод Hitachi в Твери (мощность – 2000 гидравлических экскаваторов среднего размера) запустил заготовительный цех, где производится резка, гибка листовой стали для производства стрел, поворотных платформ и проч. Об этом сообщила компания. Новый цех обошелся в 500 млн руб., общие инвестиции в российское производство Hitachi – около 2,5 млрд руб. Уровень локализации на заводе – около 20%.

Основной рынок сбыта для завода, запущенного в 2014 г., – российский, в прошлом году начались поставки в страны СНГ (доля не раскрывается). Теперь завод экспортирует еще и экскаваторные стрелы – на завод Hitachi в Нидерландах по двухлетнему договору уже отгружено более 100 шт. Этот завод находится ближе всех к российскому предприятию, в другие страны поставлять стрелы нецелесообразно, передал «Ведомостям» гендиректор Hitachi Construction Machinery Eurasia Manufacturing Масафуми Сэндзаки. По его словам, сейчас экспортируется одна модель стрелы, потом будет четыре, а частота поставок увеличится с одной в месяц до двух в неделю к началу 2017 г.

«Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг»

Завод экскаваторов
Акционеры – Hitachi Construction Machinery (85,84%), ЕБРР – 14,16%.
Выручка (данные «СПАРК-Интерфакса», 2014 г.) – 646,5 млн руб.
Чистый убыток – 954,7 млн руб.

Экспорт стрел не входил в планы, рассказывает Сэндзаки: «Первостепенной задачей было выйти на максимальную мощность и снизить объем импортной для России продукции, а затем уже начинать работу в том числе на экспорт, но экономическая ситуация диктует другие условия». В 2015 г., по оценке компании, российский рынок гидравлических экскаваторов сократился на 52%. С 1 апреля 2015 г. по 31 марта 2016 г. доходы Hitachi Construction Machinery по России и СНГ упали на 41,6%. Экспорт стрел «дает нам возможность получения прибыли даже в условиях девальвации рубля и снижения спроса», отмечает Сэндзаки. «Мы надеемся, что с восстановлением экономической ситуации продажи в России и экспорт в СНГ будут расти, что позволит заводу продолжать развитие и выйти на максимальную мощность», – сказал он.

Расширение экспорта за счет комплектующих – относительно новая тенденция в российском машиностроении, по этому пути идут заводы, построенные глобальными автоконцернами, комментирует начальник аналитического центра «АСМ-холдинга» Василий Сеин. К примеру, Renault планирует экспорт выпускаемых на «АвтоВАЗе» готовых кузовов для производства Renault Logan и Sandero на алжирском заводе концерна. Volkswagen может экспортировать кузова с калужского завода. Такой подход увеличивает доходы производителей техники и поддерживает экономику поставщиков, что особенно актуально на падающем рынке, говорит Сеин. Плюс при выпуске комплектующих не нужно платить утилизационный сбор в отличие от производства готовой техники, напоминает эксперт.