Volkswagen не хочет платить европейцам за «дизельгейт»

В США концерн выплатит до $10 млрд компенсации, но в Европе сумма может достичь 40 млрд евро
На прошлой неделе концерн согласился выплатить властям США рекордную для автопроизводителей сумму за урегулирование их претензий/ Markus Schreiber/ AP

Когда Volkswagen (VW) на прошлой неделе заключил с властями США рекордное соглашение на $15 млрд для урегулирования экологического скандала, гендиректор концерна Маттиас Мюллер обсуждал аналогичную проблему с Еврокомиссией (ЕК). Но на встрече с еврокомиссаром по вопросам внутреннего рынка, промышленности и предпринимательства Эльжбетой Беньковской Мюллер дал понять, что концерн не намерен предлагать аналогичную компенсацию европейским владельцам дизельных автомобилей.

Он объяснил это тем, что в США из-за более жестких экологических стандартов труднее починить автомобили, на которых было установлено программное обеспечение для занижения уровня вредных выбросов во время тестов, чем в Европе. Хоть позиция Мюллера основана на различиях в законодательстве США и ЕС, наибольшее беспокойство у него вызывает возможный финансовый урон, если VW придется предложить европейцам такую же компенсацию. Так, в США скандал затронул почти 500 000 клиентов, а в Европе – около 9 млн. «У VW прочное финансовое положение, но не нужно быть математиком, чтобы понять, что концерн может не осилить выплату компенсаций в произвольных масштабах», – заявил он немецкой газете Welt am Sonntag.

В 2015 г. VW зарезервировал 16,2 млрд евро на покрытие расходов, связанных с «дизельгейтом». На прошлой неделе концерн согласился выплатить властям США рекордную для автопроизводителей сумму за урегулирование их претензий. На выкуп или ремонт автомобилей, а также компенсации водителям VW потратит до $10,03 млрд. Кроме того, он заплатит $2,7 млрд в фонд восстановления окружающей среды и инвестирует $2 млрд в транспортные технологии с нулевым уровнем выбросов.

Беньковска раскритиковала VW, обвинив его в несправедливом отношении к европейским клиентам. По ее словам, концерн «прячется» за юридическими обоснованиями и должен «добровольно предоставить европейским автовладельцам сопоставимую компенсацию». Однако в этом случае расходы VW могут достичь около 40 млрд евро. Поэтому Мюллер продемонстрировал готовность защищаться от ЕК и коллективных исков европейских клиентов и инвесторов. Так, в Германии готовится несколько коллективных исков.

Как считают аналитики, у Беньковской мало шансов в споре с VW, так как власти ЕС не заняли сразу жесткую позицию по отношению к концерну, несмотря на то что большинство из 11 млн нарушающих экологические нормы автомобилей было продано в Европе. «Европейская законодательная база отличается от американской. В Европе законы по защите прав потребителей и экологии не связаны друг с другом», – отмечает руководитель центра автомобильных исследований при Университете Дуйсбурга – Эссена Фердинанд Дуденхоффер.

Перевел Алексей Невельский