Audi А8 L: Выдерживать, пить еще рано

Корреспондент «Ведомостей» выяснил, что общего у нового представительского седана и шампанского
Четвертое поколение Audi А8 L/ Audi

Конкуренция среди производителей представительских седанов сродни той, что есть у люксовых отелей: каждый бренд старается привлечь самых лучших конструкторов, дизайнеров, производителей комплектующих. Но таланты и силы примерно равны, и конечный продукт у всех хорош или очень хорош, а победителей в конкуренции определяют нюансы. И отельерам даже проще – у них есть такое понятие, как location, – зачастую постояльцы при прочих равных отдают предпочтение одному отелю перед другим просто потому, что он расположен в более модном/живописном месте. У автопроизводителей нет даже этого, так что лучшие среди лучших определяются на «тоненького».

За дюжину лет, что я тестирую автомобили, у меня сформировались гастрономические синонимы для большинства автомобильных брендов: Audi – свинина (мясо, которое почти никогда не бывает плохим, но и гастрономических открытий вам, как правило, не обещает), BMW – баранина (мясо на любителя), Mercedes-Benz – говядина (правильно приготовленный стейк обрадует почти всех, кроме вегетарианцев), Porsche – фуагра (деликатес, которым вряд ли можно наслаждаться каждый день, – тут я подразумеваю купе штутгартской марки), Toyota – гамбургер из McDonald’s (стабильно качественный продукт в любой части света, который гарантирует вам удовлетворение первичных потребностей, но не более), Volkswagen – братвурст (может быть очень вкусным, однако нужно знать, где подают правильные сосиски).

Но после теста нового, четвертого поколения Audi А8 L – длиннобазной версии флагманского седана из Ингольштадта – у меня сложилась не мясная, но винная ассоциация. С благородным вином, которое производитель поспешил выпустить в продажу, а нетерпеливый покупатель поспешил открыть, не дав вину вылежаться. Ошибка, которую можно совершить с шампанским: после того как из выдержанного напитка удаляется осадок, в него добавляется дозажный ликер; после этого шампанское перед поступлением в продажу должно вылежаться еще 3–6 месяцев. Но некоторые небольшие производители шампанского не имеют достаточно места в своих подвалах, поэтому отправляют вино в продажу раньше этого срока, однако честно предупреждают на контрэтикетках: вино необходимо выдержать еще минимум несколько месяцев, прежде чем открывать.

Для теста нового, четвертого по счету поколения Audi А8 организаторы предложили маршрут по Пьемонту, Романье и вдоль озер Гарда и Комо – чтобы можно было испытать седан и на автострадах, и на извилистых дорожках по холмам. Похожий рельеф теперь можно найти и в Сочи и его окрестностях, но сочинские маршруты изъезжены автопроизводителями уже не раз. Все автомобили на итальянском тесте были уже в российской комплектации, а в нашей стране Audi А8 будет продаваться в двух вариантах: с обычной колесной базой (2998 мм, общая длина – 5172 мм) и удлиненной (3128 мм, длина – 5302 мм) и пока с одним-единственным бензиновым двигателем: 3 л с турбонаддувом мощностью 340 л. с. Но уже в этом году Audi обещает расширить линейку двигателей в России за счет бензинового 4.0 TFSI, развивающего 460 л. с., в следующем году начнутся поставки машин с дизельным двигателем 3.0 TDI мощностью 340 л. с.

Преодолев за рулем и в заднем пассажирском кресле нового длиннобазного Audi около 800 км по дорогам Северной Италии, могу засвидетельствовать, что A8 L обладает исчерпывающими характеристиками для представительского седана – это быстрый, тихий, комфортный, просторный автомобиль с богатой отделкой.

По данным производителя, 340-сильный 6-цилиндровый двигатель разгоняет A8 L до 100 км/ч за 5,7 с, а максимальная скорость составляет 250 км/ч. Точно такие же динамические характеристики были у 8-цилиндрового A8 предыдущего поколения, 4,2-литровый двигатель которого выдавал 372 л. с. (У двигателя, устанавливаемого на новый седан, выше крутящий момент.)

Новый A8 – автомобиль тихий: на передних сиденьях шум ветра начинает проявляться на скоростях 185–190 км/ч, на задних его не слышно и при 240 км/ч; шум двигателя, шин и дорожного полотна седокам также не докучает: моторный отсек и арки изолированы достойно. В будущем четвертому поколению A8 обещана активная подвеска, которая способна в зависимости от дорожных условий автоматически регулировать нагрузку на каждое колесо и менять клиренс автомобиля, но и нынешняя адаптивная пневмоподвеска нареканий у меня не вызвала.

На фотографиях Audi A8, которые СМИ начнут публиковать после тест-драйва, вы, скорее всего, увидите светлый салон – он более фотогеничный. Но в реальности гораздо богаче выглядит интерьер с кожей темного шоколада, алькантарой в тон и вставками из серо-коричневого эвкалипта с очень интересной фактурой.

Длиннобазному седану обещаны кресло-оттоманка и подставка с массажем ног (на наших тестовых автомобилях их не было). Все четыре сиденья в A8 L в виде опции оборудуются вентиляцией и массажем спинок; сиденья очень удобные: при пробеге в 400 км в день – никакой усталости. Впрочем, нет предела совершенству: массаж всех спинок сидений был и у предыдущего поколения A8, с тех пор некоторые марки начали оборудовать массажем и подушки сидений. И, к нашему удивлению, оказалось, что задние подголовники в A8 L – в представительском седане – не электрифицированы (эта опция доступна только креслу-оттоманке), хотя подголовники передних сидений – с электроприводом. И это один из тех нюансов, которые формируют отношение к автомобилю.

В будущем Audi А8 обещан автопилот третьего поколения – он будет способен управлять автомобилем на скоростях до 60 км/ч на автострадах с разметкой. Но наш тестовый Audi А8 L не умел даже распознавать дорожные знаки, ограничивающие скорость, хотя на это уже способны некоторые автомобили массовых марок. Однажды у коллеги заглючил адаптивный ассистент вождения (АСА): на панели приборов появилась надпись «положите руки на руль, контроль над автомобилем потерян», и автомобиль начал замедляться, хотя водитель даже не включал ассистента и, естественно, не убирал руки с руля. Производитель обещает, что его ассистирующие системы способны замедлять движущийся автомобиль в той же полосе до полной остановки «в том случае, если водитель не способен сделать это самостоятельно». В нашем случае, к счастью, до этого не дошло: водитель качнул рулем, нажал на газ, и мы продолжили движение в ручном режиме.

Навигация тоже работала не без нареканий: на центральном дисплее нашей машины высвечивалось правильное время и расстояние до места прибытия, а на водительском дисплее эти показатели оставались неизменными с момента старта к цели; стрелки-подсказки на опционный проекционный дисплей не выводятся.

В городе 340 л. с. Audi А8 L хватает за глаза. Но на трассе ощущение меняется: от автомобиля такого класса ожидаешь, что при обгоне у него всегда окажутся дополнительные лошади под капотом, но А8 L с 3-литровым двигателем при нажатии педали газа в пол не выстреливает. Зато на 450-километровом отрезке расход топлива в режиме Dynamic у нас составил всего 12,3 л / 100 км при средней скорости 66 км/ч, у коллег в режиме Comfort – меньше 10 л / 100 км. Дополнительно экономичности способствует то, что впервые в стандартной комплектации новый Audi A8 является мягким гибридом: двигатель оснащается стартером-генератором с ременным приводом (BAS) и литий-ионным аккумулятором емкостью 10 Ач. За счет этого новый Audi A8 может двигаться накатом на скорости от 55 до 160 км/ч с выключенным двигателем на протяжении 40 с, сообщает производитель. Как только водитель снова нажимает на педаль газа, стартер BAS запускает двигатель. Не берусь сказать, отключался ли двигатель во время нашего теста, – автомобиль, повторюсь, очень тихий, – но экономичность в любом случае впечатляет.

При наличии соответствующей сим-карты Audi A8 может быть WiFi точкой доступа через сети стандарта LTE Advanced (по данным производителя, А8 – первый в мире автомобиль с этим продвинутым стандартом), наша тестовая машина действительно легко раздавала интернет четырем устройствам, и скорость его была выше, чем в 5-звездочных отелях, в которых мы останавливались.

Производитель также сообщает, что в стандартную комплектацию нового А8 входит газоанализатор, который обнаруживает вредные газы и в случае необходимости активирует режим рециркуляции воздуха. Эту опцию надо бы испытать в московских условиях – на виноградниках Пьемонта и на Гарде с Комо чадящие грузовики нам не встречались.

Резюмируя, к автомобильным конструкторам и инженерам Audi A8 вопросов нет. Но они есть к инженерам-электронщикам из Audi и компании Nvidia, разработавшей для немецкой марки информационно-развлекательные системы, и, естественно, к маркетологам Audi. Почему они поспешили выпустить на рынок новый автомобиль с не самой продвинутой электроникой и только с двумя не самыми мощными двигателями? Не отпугнет ли это потенциальных покупателей, особенно в России, где богатые люди не привыкли ждать и действуют по принципу «сейчас или никогда»? Впрочем, эти вопросы являются риторическими – заказы на Audi A8 в нашей стране уже принимаются, автомобили в шоурумы дилеров уже поступили.

Тест-драйв организован компанией Audi.