ЦБ обратил внимание на проблемы с обслуживанием китайских автомобилей

Они связаны со сроками доставки запчастей и отсутствием инструкций для ремонта машин
Андрей Гордеев / Ведомости

Банк России в мартовском докладе по региональной экономике указал на имеющиеся трудности с обслуживанием китайских машин в стране. «Ведомости» ознакомились с доводами ЦБ, изложенными в документе.

Согласно им, у дилеров наблюдается дефицит запчастей, а у автосервисов – сложности с заказом деталей для обслуживания и ремонта, поскольку каталоги запчастей для машин из КНР «либо отсутствуют, либо выпускаются только на китайском языке». Для официально представленных на российском рынке брендов трудностей с обслуживанием меньше, но есть проблемы с логистикой, констатирует ЦБ.

Представитель Российского союза автостраховщиков (РСА) заявил «Ведомостям», что дефицита предложения по автозапчастям сейчас не наблюдается. Но поставщики, по его словам, могут не соблюдать сроки их доставки, в результате чего затягивается ремонт транспортного средства (ТС). Сейчас по закону об ОСАГО восстановление ТС на станции техобслуживания (СТО) не должно занимать более 30 рабочих дней.

«Выход мы видим один – законодательно определить, что под сроком ремонта понимается именно выполнение ремонтных операций на СТО, а время ожидания поставки необходимых запчастей к сроку ремонта не относится», – сказали в РСА.

Проблемы с запчастями для китайских машин есть, а сложности с ремонтом будут нарастать по мере увеличения продаж техники из КНР, говорит председатель правления Союза автосервисов Александр Пахомов.

Доля китайских машин на рынке новых легковых автомобилей в России по итогам 2023 г. составила 51% против 19% годом ранее, следует из данных «Автостата». Продажи в стране активно восстанавливаются: в прошлом году они выросли в 1,7 раза до 1,06 млн шт. Прогноз аналитиков на этот год предполагает увеличение рынка еще на 18% до 1,25 млн машин.

По словам Пахомова, автопроизводители в Китае по закону не обязаны предоставлять сервисам каталоги запчастей и инструкции по ремонту. В Евросоюзе (ЕС) же есть жесткое правило, по которому автоконцерны должны обеспечивать свою продукцию запчастями на весь срок службы ТС и технической документацией для ремонта для владельцев автомобилей и независимых сервисов, отмечает он.

В России практика предоставления дилерам инструкций по обслуживанию и ремонту автомобилей, включая каталоги запчастей со стороны производителей, появилась с приходом компаний из ЕС и не является обязательной для СТО неевропейских марок, продолжает он. Причем даже у тех китайских компаний, у кого сейчас есть вся необходимая документация, качество ее очень низкое, подчеркнул Пахомов.

59%

составила доля китайских марок на российском рынке новых легковых автомобилей в феврале 2024 г., следует из данных «Автостата»

Союз автосервисов неоднократно предлагал Минпромторгу обязать автопроизводителей из КНР и других стран, продукция которых официально представлена в России, создать и предоставить рынку каталоги запчастей и инструкции для ремонта своих машин, говорит Пахомов. Законодательно это предлагалось оформить в виде изменений в техрегламент Таможенного союза (Евразийский экономический союз, ЕАЭС).

Представитель Минпромторга подтвердил «Ведомостям», что механизм, который будет обязывать автопроизводителей раскрывать информацию по обслуживанию и ремонту машин до получения ими одобрений типа ТС, может быть реализован только через внесение изменений в техрегламент. «Данные требования уже включены в пакет поправок № 3 (к техрегламенту) и находятся на согласовании с государствами – членами ЕАЭС (входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Впоследствии будут разработаны и утверждены подзаконные акты, которые конкретизируют условия раскрытия сервисной информации и параметры доступа к ней», – отметил он.

При этом в министерстве подчеркивают, что правоотношения между исполнителем и автовладельцем по гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей уже регулируются законом «О защите прав потребителей». Вопросы обеспечения запчастями связаны в первую очередь с логистикой и необходимостью выстраивания цепочек поставок, а не с раскрытием какой-либо информации автоконцернами, добавляет представитель министерства.

Замечания ЦБ справедливы, считает председатель Региональной ассоциации станций техобслуживания Ольга Селезнева. По ее словам, из 121 китайского автомобильного бренда в России только два – Chery и Geely – имеют каталоги запчастей и всю необходимую документацию для ремонта и обслуживания машин. Центральных складов запчастей по брендам из КНР практически нет, каждый дилер возит запчасти под свои нужды сам, продолжает она.

Сложнее всего, по оценке Селезневой, дела обстоят со сроками доставки необходимых деталей. Поскольку финальная стоимость заказа варьируется от времени, в течение которого он будет доставлен, это создает дополнительные трудности во взаиморасчетах с контрагентами из КНР, объясняет она.

Описанные ЦБ проблемы касаются автомобилей, привезенных в Россию по неофициальным каналам продаж, утверждает председатель совета директоров «Фаворит-моторс» Владимир Попов. По состоянию на конец 2023 г. такие машины занимали около 8% рынка. Вся техническая документация и каталоги запчастей по официально представленным на российском рынке китайским брендам есть, уверяет он.

С ним соглашается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Если у европейских марок запчасти унифицированы по принципу платформы, на которой сделана конкретная модель автомобиля, то для Китая такой подход пока редкость, что усложняет процесс поиска и подбора деталей, поясняет он.

Коэффициент покрытия дилерской сети по запчастям Haval достигает 100%, Chery Group – близко к 100%, Changan – 95–96%, приводит данные Попов. Тем не менее сроки ожидания заказанных кузовных панелей и электронных компонентов пока могут доходить до трех месяцев, отмечает он.

Сложности с техдокументацией для китайских автомобилей и отдельными наименованиями запчастей признает топ-менеджер крупной федеральной дилерской сети. По его словам, проблемы возникают даже при учете того, что у брендов есть официальный дистрибутор в России. Сроки ожидания запчастей в зависимости от номенклатуры могут составлять как менее месяца, так и до полугода, уточняет собеседник.

Выраженного дефицита запчастей и комплектующих в целом не наблюдается, говорит директор по сервису и запчастям «Авилона» Алексей Шпикалов. Ожидание тех или иных деталей может иметь место, но сроки находятся «в разумных пределах», добавляет он.

Сложившаяся ситуация с запчастями – неизбежное последствие экспансии китайских автопроизводителей на российском рынке, полагает автоэксперт Владимир Беспалов. По его оценкам, вопрос с обслуживанием машин из КНР может решиться в течение года.