"Ладам" найдено военное применение

Помочь «АвтоВАЗу» поднять продажи взялось Минобороны: оно компенсирует офицерам 15% первоначального взноса при покупке в кредит Lada 4 x 4

О программе стимулирования покупок Lada военными «Ведомостям» рассказал высокопоставленный партиец из «Единой России»: инициаторами были «АвтоВАЗ», «Ростехнологии» (владеет 25% «АвтоВАЗа») и сама партия, а Минобороны одобрило идею. Человек в Минобороны и директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков подтвердили, что такой проект обсуждается. Сейчас он находится на согласовании в правительстве, уточнил партиец.

По сути, «АвтоВАЗ» и Минобороны предлагают кадровым офицерам покупать автомобили в кредит по фирменной программе кредитования «Лада-финанс», основанной на программе льготного кредитования (минимальный взнос – 15%, срок – 3–5 лет, государство субсидирует 2/3 ставки рефинансирования). Новшество в том, что, хотя первоначальный взнос офицер платит самостоятельно, Минобороны компенсирует ему расходы. Для этого офицеру необходимо будет предоставить в Минобороны кредитный договор и квитанцию об оплате первоначального взноса. По данным партийца, «АвтоВАЗ» планирует продавать офицерам 30 000 машин в год, программа будет распространяться на единственную модель – Lada 4 x 4 (бывшая «Нива»). Почему именно Lada 4 x 4, партиец не говорит. Параметры программы еще не утверждены, предупреждает Буренков, возможны изменения по условиям кредитования, модельному ряду, числу машин.

По данным сайта «АвтоВАЗа», трехдверная версия Lada 4 x 4 стоит 256 382 руб., пятидверная – 294 250 руб. То есть при покупке пятидверной версии размер первоначального взноса составит 44 138 руб., а при заявленных объемах продаж Минобороны потребуется 1,3 млрд руб. Денег на это в бюджете Минобороны не предусмотрено, утверждает человек в министерстве. С представителями правительства и Минфина связаться не удалось.

У Минобороны своя цель – удержать кадры в армии, объяснили «Ведомостям» в «Единой России». С покупателями Минобороны будет заключать специальный договор, по условиям которого при увольнении офицера до выплаты кредита он лишится всех льгот и должен будет выплатить всю сумму кредита сразу. «Кроме решения проблем «АвтоВАЗа» мы таким образом закрепляем высокопрофессиональные кадры в Вооруженных силах», – считает собеседник «Ведомостей».

«АвтоВАЗ» сильно пострадал от кризиса: в прошлом году продажи компании упали на 44% до 349 490 автомобилей, а в январе этого года они сократились до рекордно низких 17 300 машин (-41% к январю 2009 г.). Одной из самых успешных мер поддержки «АвтоВАЗа» стала программа льготного кредитования: с начала ее действия в апреле 2009 г. по ней был продан 71 631 автомобиль, около 80% пришлось на Lada. 8 марта стартует программа утилизации, которая предполагает выплату 50 000 руб. при покупке произведенного в России автомобиля в обмен на машину старше 10 лет, на эту программу серьезно рассчитывает «АвтоВАЗ». В марте компания увеличит производство по сравнению с февралем на 55,7% до 38 200 Lada, а всего автозавод может продать по этой программе 100 000 автомобилей, рассказывал «Ведомостям» вице-президент «АвтоВАЗа» Максим Нагайцев.

Другие российские автопроизводители выживали за счет госзаказа: около 40% всех произведенных «Камазом» грузовиков в 2009 г. купили госведомства, говорил в середине февраля премьер Владимир Путин. У «АвтоВАЗа» объем госзаказа традиционно невелик – в 2009 г. госучреждения купили 14 059 Lada, 4% от продаж.

«АвтоВАЗ» может рассчитывать разве что на половину из заявленных 30 000 машин, полагает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков: в середине 1990-х завод уже экспериментировал со специальными программами продаж машин сотрудникам завода, поставщиков и т. д., каждая такая программа давала 5000–7000 машин в год. Компании не стоит останавливаться только на Минобороны, а нужно разрабатывать подобные программы в расчете и на другие аудитории, заключает эксперт.