Миноритарии «ТНК-ВР холдинга» вновь проиграли в суде

Миноритарии «ТНК-ВР холдинга» вновь проиграли в суде. Но это решение открывает путь ВР для встречных исков. Их сумма может превысить $1 млн
Е.Разумный

Еще с прошлого лета миноритарные акционеры «ТНК-ВР холдинга» (ТБХ) во главе с Андреем Прохоровым пытаются доказать в суде, что структуры ВР и два ее менеджера – Питер Энтони Черроу и Ричард Скотт Слоан (номинированы в совет ТБХ от ВР) заблокировали участие компании в стратегическом альянсе с «Роснефтью». Ущерб, нанесенный таким образом ТБХ, акционеры оценили в $16 млрд. Но в декабре суд отклонил требования миноритариев к Слоану и Черроу: по закону к ним можно было подать только групповые иски, в которых должны участвовать владельцы как минимум 1% акций ТБХ. Миноритарии пытались оспорить это решение, но безуспешно: вчера Восьмой арбитражный апелляционный суд Омска оставил вердикт предыдущей инстанции без изменений; решение вступило в силу. Продолжат ли миноритарии борьбу в кассации, пока не известно. «Решение пока не принято», – говорит адвокат истцов Дмитрий Чепуренко.

Постановление апелляционного суда открывает ВР возможность подачи встречного иска к миноритарным акционерам, говорит адвокат Константин Лукоянов, представляющий интересы британского холдинга. «Действия Прохорова являются злоупотреблением правом и не имеют ничего общего с защитой интересов акционеров или компании», – объясняет он позицию ВР. Иск будет подан в течение нескольких недель, отмечает Лукоянов: после получения мотивировочной части вчерашнего решения арбитража. Сумма иска – порядка $1 млн, говорит юрист. Это судебные издержки, а также расходы, связанные с простоем офиса ВР во время летнего визита судебных приставов. Но сумма может возрасти, предупреждает адвокат: ВР планирует также оценить репутационные потери.

Аналогичный иск против миноритариев может подать и Ричард Слоан, считает его адвокат Алексей Мельников. Его сумма пока не определена, но, по предварительным оценкам, она составит сотни тысяч долларов, говорит он. Дело не только в деньгах, отмечает адвокат: «Иск нацелен не столько против самих миноритариев, сколько против истинных инициаторов этого процесса. Мы хотим показать, что безосновательные требования могут привести к серьезным последствиям».

Главным противником сделки «Роснефти» и ВР был партнер британской компании по ТНК-ВР – консорциум ААР. По его иску Стокгольмский арбитраж запретил партнерство ВР с госхолдингом. Но представители ААР не раз отрицали причастность к действиям миноритариев ТБХ. Правда, в бывших спорах с участием консорциума или его акционеров использовались похожие схемы. Например, во время конфликта акционеров ТНК-ВР в 2008 г. в тюменский арбитраж обратился миноритарий компании – ЗАО «Тетлис», потребовав расторгнуть договоры найма с прикомандированными специалистами BP.

Случаи, когда под давлением встречных исков так называемые подставные лица признаются в своей роли в процессе и раскрывают истинных инициаторов, не редкость, говорит арбитражный управляющий Евгений Сенченко. Ключевую роль здесь играет сумма требований, отмечает он.