Статья опубликована в № 3031 от 01.02.2012 под заголовком: Сгоревшие путевки

Банкротству «Ланта-тур вояжа» могло способствовать поведение авиаперевозчиков

На руководство туркомпании «Ланта-тур вояж», которая несколько дней назад остановила операции, завели уголовное дело. Участники рынка выгораживают коллег: ситуация такая, что завтра это со многими может случиться
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Главное следственное управление Следственного комитета России по Москве сообщило вчера, что возбудило уголовное дело в отношении руководителей «Ланта-тур вояжа». Их подозревают в мошенничестве, совершенном организованной группой, в особо крупном размере (санкция – до 10 лет). Следователи считают, что руководство компании умышленно не выполнило взятые на себя перед клиентами обязательства, объявив о предстоящем банкротстве и присвоив деньги граждан. Источник в Следственном комитете подтвердил «Ведомостям», что среди подозреваемых – Людмила и Игорь Пучковы, владельцы «Ланта-тур». «Авиакомпании, агенты и партнеры как подозреваемые не рассматриваются», – говорит он.

Вчера же в Таиланде арестовали директора «Ланта-тур Тай» (представительство «Ланта-тур»), сообщает «Интерфакс»; арест спровоцировали жалобы отельеров на неоплату счетов за проживание туристов.

«Ланта-тур» 28 января объявила, что приостанавливает работу из-за финансовых проблем. Авиакомпании отказались обслуживать клиентов туроператора, не дождавшись от него денег за билеты. В Италии, Таиланде, Индии и Индонезии отельеры стали требовать у туристов повторно оплатить отдых. Общее число пострадавших, включая тех, кто только купил путевки, но еще никуда не уехал, может составлять 4000–8000. Ответственность туроператора на 100 млн руб. застрахована в «Ингосстрахе», на 30 января страховщик принял более 200 заявлений.

«Ланта-тур» – большая компания, по собственным данным, ее оборот в 2009 г. был 3,3 млрд руб. Проблемы, которые у нее возникли, характерны для рынка в целом, считает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ). По ее словам, в 2010 г., после кризиса, операторы стали сильно наращивать перевозку, спровоцировали массовый демпинг – и провалились. «И в прошлом году ситуация не исправилась: пиковые месяцы – июль – август – оказались самыми убыточными, плохо продавались и новогодние праздники». По оценкам РСТ, сейчас с прибылью продается не более 15% путевок, а 40% – ниже себестоимости. Так, туры в Доминикану продаются на $230 дешевле себестоимости, в Индонезию – на $240, в Таиланд – на $260, в Индию – на $300, на Кубу – на $320, во Вьетнам – на $350.

Спрос и выручка падают, а расходы операторы оперативно сократить не могут – они связаны жесткими контрактами с авиаперевозчиками, говорят несколько владельцев крупных туркомпаний. «Прошлой осенью в Таиланде произошло наводнение, но авиакомпании не хотели снимать лишние рейсы. Даже при том, что МИД РФ рекомендовал россиянам не ездить в Бангкок!

Туроператоры теряют деньги в любом случае: либо это депозит – 10% от стоимости сезонной программы, который остается в авиакомпании, если блочник или заказчик рейса отказывается от перевозки, либо убытки от нереализованных кресел», – рассказывает Тюрина. Источник в крупном билетном агентстве говорит, что депозит – чаще всего стоимость рейсов за неделю.

«Еженедельно блок мест «Ланты» у «Трансаэро» составлял 1700 кресел, у «Аэрофлота» – 600, и они обязаны были их оплачивать – даже при том, что загрузка самолета в среднем 67%», – рассказал источник, близкий к «Аэрофлоту». «Отказаться нельзя. Тебя оштрафуют и лишат контракта на следующий сезон», – объясняет владелец туристической компании. По его словам, лидеры рынка авиаперевозок ввели для туроператоров что-то вроде круговой поруки: самолет делится между крупными игроками блоками по 100–150 мест. В случае отказа одного из участников пула на него налагается штраф, а места обязаны реализовывать другие.

Авиакомпании упреки в свой адрес не принимают: туроператоров никто не заставляет подписывать такие контракты.

«Пусть берут меньшие блоки как субагент, но работа в качестве авиаброкера – одна из статей дохода крупных туроператоров», – указывает представитель «Трансаэро». Долги «Ланта-тур» перед «Трансаэро» – около 30 млн руб., говорит источник в авиакомпании.

«Мы действуем в рамках закона, – вторит коллеге представитель «Аэрофлота», – часто идем компаниям навстречу. Так было и с «Ланта-тур». По его словам, сотрудничество было остановлено, когда ситуация вышла «за грани разумного»: «Депозит компании составлял 27 млн руб., а долг – 63 млн руб.». А по условиям контракта долг не может превышать депозит более чем в 2 раза, и эту границу компания перешагнула еще в конце декабря.

«Очевидно, что «Аэрофлот» и «Трансаэро» – крупнейшие игроки и пользуются этим, но они действуют в рамках закона», – считает глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more