Олег Дерипаска готов заплатить UC Rusal $9 млрд

Выкупить у UC Rusal блокирующий пакет «Норильского никеля» примерно за $9 млрд готов Олег Дерипаска. Миноритариев алюминиевой компании цена не устраивает
Д.Гришкин/ Ведомости

«На уровнях, которые сейчас стоит компания, [сделка с блокпакетом] возможна», – говорит близкий к совету директоров компании человек. Миноритарных акционеров такой расчет не устраивает – год назад сама En+ заблокировала продажу даже не блокпакета, а 20% «Норникеля» за $12,8 млрд, хотя миноритарии такую сделку поддержали, говорят близкие к акционерам UC Rusal люди. «Норникель» делал оферты с 40%-ной премией к рынку, так что идея продать пакет En+ или третьим лицам «по рынку» представляется смехотворной», – подчеркивает один из них.

Холдинговая компания En+ Олега Дерипаски предварительно обсуждала это предложение с партнерами по UC Rusal, сообщили «Ведомостям» четыре человека, близкие к акционерам алюминиевого холдинга. Идея продать акции «Норникеля» холдингу En+ высказывалась около года назад, рассказал человек, близкий к одному из миноритариев UC Rusal. В последний раз акционеры рассматривали эту идею месяц-два назад, говорит другой. Обсуждение было предварительным, сейчас никакого движения в этом направлении нет, а соответственно, никакой оферты – тоже, объясняет человек, близкий к совету директоров компании.

Представители En+, Sual Partners и «Онэксима» от комментариев отказались, представитель Glencore на вопросы не ответил. Представитель UC Rusal сообщил, что ничего не знает о такой сделке.

Идея, чтобы En+ выкупила пакет «Норникеля» у UC Rusal, акционерам алюминиевого холдинга по душе, говорят собеседники «Ведомостей», вопрос в цене. En+ готова заплатить рыночную – примерно $9 млрд, включая долг за акции перед Сбербанком ($4,6 млрд), рассказывают близкие к разным акционерам UC Rusal люди. В пятницу на LSE блокпакет «Норникеля» стоил $8,7 млрд, в 1,5 раза дешевле прошлогоднего максимума.

Продажа пакета «Норникеля» будет хорошим шагом для UC Rusal, считает аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Фильченков, это сократит ее чистый долг – $11 млрд на 31 декабря прошлого года.

Если En+ выкупит у UC Rusal пакет «Норникеля», взяв на себя кредит Сбербанка на $4,6 млрд, привлеченный для рефинансирования займов, взятых на покупку того же пакета, долг алюминиевого холдинга сократится до $6,4 млрд. И тогда UC Rusal станет совершенно другой компанией: откроются возможности для выплаты дивидендов и для инвестиций, которые сейчас ограничены ковенантами по кредитам, перечисляет человек, близкий к совету директоров алюминиевой компании. В случае продажи пакета «Норникеля» за $9 млрд (включая долг перед Сбербанком) UC Rusal сможет заплатить $4,4 млрд дивидендов, из которых на En+ придется $2,1 млрд, примерно $750 млн получит «Онэксим», около $700 млн – Sual Partners и около $390 млн – Glencore, вспоминают расчеты, приводившиеся при обсуждении сделки, собеседники «Ведомостей».

Минус в том, что в случае продажи пакета акций «Норникеля» по рыночной цене UC Rusal придется зафиксировать убыток – она покупала эти акции дороже $9 млрд, указывает Фильченков.

Представитель UC Rusal говорил, что в момент покупки акции «Норникеля» стоили $14,5 млрд. Выходит, если сделка с En+ состоится, списать придется примерно 37,9% цены пакета «Норникеля». В такой ситуации будет сложно объяснить миноритариям, почему En+ заблокировала продажу акций, когда за них предлагали больше, чем $9 млрд, замечает Фильченков.

Если такая сделка будет обсуждаться на совете директоров UC Rusal, то голосовать за нее будут 10 директоров – все, кроме директоров от En+ (гендиректор Артем Волынец и финансовый директор Дмитрий Трошенков) и UC Rusal (гендиректор Дерипаска и его заместители Вера Курочкина, Владислав Соловьев, Александр Лившиц, Петр Синьшинов и Максим Соков), говорит близкий к совету директоров человек: это сделка с заинтересованностью. У независимых директоров, включая первого зампреда правления Внешэкономбанка Анатолия Тихонова, будет пять голосов, у Sual Partners с «Онэксимом» – три, по одному у Glencore и председателя комитета партнеров «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрия Афанасьева. Но по соглашению акционеров у каждого из крупных совладельцев компании есть право вето по крупным сделкам.

Миноритариям UC Rusal будет сложно выторговать премию за пакет «Норникеля», считает Фильченков: это напрямую зависит от способностей En+ привлечь деньги. Какой долг у En+ сейчас и сколько ее акций заложено, неизвестно, летом прошлого года Волынец говорил, что чистый долг компании – $1 млрд. Сможет ли компания привлечь дополнительно более $8 млрд, чтобы ее предложение могло сравниться с лучшим предложением «Норникеля» ($13 млрд), оценить сложно, заключает эксперт.