«Алроса» может достаться Потанину и семье Оппенгеймер

В запланированном на осень IPO «Алросы» могут принять участие «Интеррос» Владимира Потанина и фонд наследников основателя De Beers Гарри Оппенгеймера
REUTERS

Сейчас крупнейший актив «Интерроса» – чуть более 30% крупнейшего в мире производителя никеля и палладия «Норникель». Компания исправно платит дивиденды. По соглашению ее крупнейших акционеров («Интерроса», UC Rusal и Millhouse, который вскоре станет владельцем 5,78% акций) за 2012 г. она должна заплатить $2 млрд. Выходит, на долю «Интерроса» придется около $600 млн. «Алроса» тоже внимательна к акционерам (выплат не было только за 2008 г., когда компания отчиталась об убытках): за 2011 г. она вернула им 7,4 млрд руб. в виде дивидендов (28% от чистой прибыли по МСФО).

Правительство России и Республика Якутия собираются продать по 7% акций крупнейшего в мире производителя алмазов – «Алросы» осенью на Московской бирже. Поиск покупателей уже начался. Возможность участия в размещении компании рассматривает «Интеррос» Потанина, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к холдингу и самой «Алросе». Источник, участвующий в подготовке сделки, сказал, что правительству известно об интересе «Интерроса» и оно заинтересовано в любом стратегическом инвесторе, который развивал бы актив и усилил бы его управленческую команду. Представители секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует приватизацию) и «Интерроса» от комментариев отказались.

Какой пакет может купить «Интеррос» – не ясно, специалисты холдинга только ждут необходимые документы от организаторов размещения, уточняет источник, близкий к компании Потанина. Организатором размещения пакета «Алросы», принадлежащего Росимуществу, выбран Goldman Sachs (его представитель от комментариев отказался), организатором продажи других 7%, скорее всего, будет Республиканская инвестиционная компания, пишет «Прайм» (получить комментарии ее представителя не удалось). Перед «Алросой» поставлена задача провести IPO среди «максимального круга инвесторов», подчеркивает источник, близкий к компании.

Участием в IPO «Алросы» интересуется и фонд семьи Оппенгеймер, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к «Алросе» и к одному из акционеров компании (представитель Oppenheimer Founds на вопросы не ответил). В начале XX в. Гарри Оппенгеймер основал крупнейшую до недавнего времени алмазодобывающую компанию – De Beers. В 2011 г. семья продала свои 40% De Beers за $5,1 млрд Anglo American. Фонды семьи, впрочем, охотно занимаются инвестициями – они даже стали одними из крупнейших инвесторов в акции Московской биржи (на 28 февраля у них было 1,3% акций).

Изучить возможность участия в IPO «Алросы» «Интерросу» предложили чиновники, рассказывают собеседники «Ведомостей», близкие к обеим компаниям. О каком-то конкретном пакете речь не шла, подчеркивают они.

За долю региона и федерального правительства в «Алросе» Росимущество планирует выручить $1,3–1,5 млрд. В пятницу на Московской бирже такой пакет стоил 32,6 млрд руб. (около $1,03 млрд). Вырученные от продажи акций деньги пойдут «в полном объеме или в каком-то другом для развития инфраструктуры Якутии», подчеркивал летом Шувалов (его слова передавал «Интерфакс»).

Шувалов ранее был сторонником продажи «Алросы» целиком. Был даже стратегический инвестор – Сулейман Керимов. Летом представитель компании бизнесмена Nafta Moskva подтверждал, что «Алроса» Керимову интересна (вчера представитель Nafta Moskva от комментариев отказался). Но Якутия против появления в компании стратега, рассказывает один из источников «Ведомостей» (связаться с представителем правительства республики не удалось).

О том, чтобы «Интеррос» стал стратегическим инвестором «Алросы», речи не идет, уверяют два собеседника, близких к обеим компаниям. Хотя в 2008 г. Потанин предлагал правительству создать горнодобывающего гиганта, куда вошли бы «Норникель», «Алроса» и другие компании, но идея так и не была претворена в жизнь. Сейчас бизнесмен возглавляет «Норникель», пытается сократить издержки и разработать новую стратегию развития компании с новой командой. Но в течение ближайших трех лет компания не думает о сделках слияний и поглощений, говорит источник, близкий к одному из акционеров «Норникеля».