РЖД ухудшила прогноз по погрузке

Вместо роста или сохранения показателя на уровне прошлого года компания готовится к падению на 2,4%
М. Стулов/ Ведомости

Снижение погрузки металлов и сырья для их производства объясняется кризисом в металлургической отрасли: из-за падения цен компании сокращают производства, говорит аналитик БКС Кирилл Чуйко. Падение перевозки строительных грузов связано в первую очередь со снижением потребности олимпийских строек, а нефти и нефтепродуктов – с запуском ВСТО-2, объясняет Кунаева. Если тенденция перевозок сохранится, то к концу года падение погрузки как раз составит около 2,5%, соглашается с прогнозами РЖД аналитик «Сбербанк CIB» Игорь Васильев.

«...Дай бог, если мы вообще по росту выйдем на ноль. Не упадем ниже прошлого года, а удержимся на нуле», – говорил еще в середине апреля президент РЖД Владимир Якунин. Но его надежды не оправдались. Из-за падения погрузок за первые четыре месяца 2013 г. РЖД пересмотрела прогноз на весь год и теперь ожидает потери по сравнению с предыдущим годом более чем на 30 млн т (2,4%), заявила в понедельник руководитель Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал РЖД) Елена Кунаева (цитата по "Интерфаксу"). Еще в конце прошлого года компания прогнозировала рост на 0,7% или сохранение уровня 2012 г., напомнила она.

В 2012 г. погрузка на железной дороге выросла на 2,4%, до 1,27 млрд т грузов. Правда, начиная с ноября этот показатель стал падать. За январь – апрель падение составило 4%, до 396,5 млн т, сообщила РЖД. Сильнее всего сократилась погрузка цветных грузов и серного сырья – на 10,3%, до 6,6 млн т, лома черных металлов – на 10,3%, до 4,2 млн т, строительных грузов - на 6,6%, до 48,9 млн т, черных металлов – на 6,6%, до 23,8 млн т, нефти и нефтепродуктов – на 3,3%, до 84,3 млн т.

В своей инвестпрограмме до 2015 г. РЖД рассчитывала на ежегодный рост погрузок: в 2013 г. - на 2,5%, в 2014 и 2015 гг. - на 3,2%. Затем прогноз роста в 2013 г. был скорректирован до 0,7%. Финансовый план монополии предполагал, что в нынешнем году ее доходы составят 1,48 трлн руб., расходы — 1,38 трлн руб. При росте погрузки до 1,3 млрд т в этом году чистая прибыль прогнозировалась на уровне 1,1 млрд руб., а EBITDA - 266,5 млрд руб.

Представитель РЖД не сказал, будут ли теперь корректироваться эти финансовые планы вслед за погрузкой.

РЖД разработала и уже начала реализовывать антикризисный план по сокращению расходов на 50 млрд руб. В конце апреля вице-президент РЖД Дмитрий Шаханов отправил телеграмму сотрудникам центрального аппарата монополии в Москве, в которой рекомендовал всем «не связанным с обеспечением непрерывного производственного процесса» взять отпуск без сохранения заработной платы с 6 по 8 мая либо в другие дни. На встрече с президентом Владимиром Путиным в середине апреля Якунин уверял, что РЖД сделает все, чтобы сохранить кадры, но, вероятно, не сможет обойтись без сокращений персонала.