«Протек» стал лидером среди дистрибуторов лекарств

«Протек» вернул себе первое место среди крупнейших дистрибуторов лекарств, а на второй строчке впервые оказался «Катрен». Прошлогодний лидер «СИА интернейшнл» лишь третий
«Протек» поставил на работу с аптеками и вернул лидерство/ А.Махонин/ Ведомости

«Протек», входящий в одноименную группу компаний, по итогам 2012 г. занял 1-е место в рейтинге российских фармдистрибуторов, составленном компанией DSM Group. Продажи этого дистрибутора составили 122,8 млрд руб. (в закупочных ценах аптек, с НДС; в 2011 г. – 105 млрд руб., доля рынка – 15,7%). На вторую строчку с третьей поднялся «Катрен» с объемом продаж 111,8 млрд руб. (год назад – 88,4 млрд руб. и 13,2%). Прошлогодний лидер – «СИА интернейшнл» опустилась на 3-е место: ее объем продаж за год сократился до 89,9 млрд руб. (в 2011 г. – 113,5 млрд руб. и 12,1%).

«Протек» и «Катрен» делают ставку на работу с аптеками – это главный фактор роста продаж этих компаний, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Представитель «Протека» тоже называет активную работу в коммерческом сегменте (продажи лекарств аптекам и оптовикам) одним из факторов роста продаж. В 2012 г., по его словам, доля коммерческого сегмента в выручке «Протека» выросла до 85%. В 2011 г. она составляла 83,5%, в 2010 г. – всего 77,7%, следует из отчетов за эти годы. Большинство аптек в отличие от государственных заказчиков гарантируют стабильный товарооборот и платежи, отмечает Шуляк. Среди других факторов представитель «Протека» называет повышение эффективности ассортимента и снижение операционных затрат.

Росту доли «Катрена», по словам его совладельца и гендиректора Леонида Конобеева, помогли рост рынка (он, по данным DSM Group, в 2012 г. вырос на 12% до 921 млрд руб.), а также снижение доли его конкурента – СИА. Еще одна причина – 50%-ный рост продаж «Катрена» в сегменте госзакупок (правда, он в общих продажах «Катрена» занимает только 5%), говорит Конобеев.

«Катрен» – одна из самых технологичных дистрибуторских компаний на рынке, отмечает заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. Вместо ручного управления она использует эффективные алгоритмы управления и принятия управленческих решений, позволяющие, во-первых, снизить издержки, а во-вторых, работать быстро и четко, что важно и производителям, и аптекам, объясняет Глушков.

СИА, напротив, в последние годы делала ставку на работу по государственным контрактам, знает топ-менеджер одного из фармпроизводителей. Но маржа в сегменте госзаказа ниже, к тому же часть конкурсов перешла с федерального на региональный уровень, а федеральным дистрибуторам нелегко участвовать в аукционах в каждом регионе, говорит он. DSM объясняет падение продаж СИА оптимизацией бизнес-процессов: отказом от невыгодных торговых операций, введением понятия минимального заказа для аптек и проч., указывает DSM Group. Связаться с представителем СИА вчера не удалось.