Служба по интеллектуальным правам заработает следующим летом


Федеральная служба по интеллектуальным правам будет создана 1 января 2014 г. и начнет полноценно работать с июля 2014 г., заявил сегодня замминистра экономического развития Олег Фомичев. Он ожидает, что к концу следующего года служба выработает стратегию государства в области интеллектуальной собственности. До сих пор этим вопросом занимались более 20 разных ведомств, продолжает Фомичев, и это мешало выработать единую политику в этой сфере.

Служба будет создана на базе Роспатента и будет заниматься не только надзорной деятельностью, но и регуляторной. Речь идет о регулировании в сфере авторских и смежных прав, коллективного управления правами, защиты интеллектуальной собственности, правовой защиты интересов государства в результате оборота разработок военного, специального и двойного назначения. К тому же это ведомство должно будет определить объем рынка интеллектуальной собственности, который сейчас неизвестен, заметил советник президента Михаил Федотов.

Кто возглавит новую службу, пока неясно. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что правительству еще только предстоит найти руководителя этого ведомства. Ранее федеральный чиновник рассказывал «Ведомостям», что руководителя новой службы будет предлагать Никита Михалков (он, в частности, возглавляет Российский союз правообладателей, РСП), у которого «хорошие отношения с Шуваловым».

Цель службы, по словам Шувалова, к 2018 г. создать в России инфраструктуру интеллектуальной собственности. Если к этому моменту этого не произойдет, то идею можно будет считать неудачной. Шувалов добавил, что служба должна защищать авторов, которые создают интеллектуальную собственность и хотят на этом зарабатывать.

Бывший руководитель администрации президента Александр Волошин, сейчас входящий в совет директоров «Яндекса», опасается, что новая служба погрязнет в бюрократических процедурах. Никогда создание ни одного нового ведомства не приводило к улучшению государственного управления, если оно не сопровождалось содержательными мерами, заявил сегодня Волошин. По его мнению, надо заниматься развитием рынка интеллектуальной собственности и изменением законодательства.

Волошин заметил, что у «Яндекса» не очень хороший опыт сотрудничества с властью на эту тему: ей не удается создать адекватную систему, она может действовать в режиме ручного управления. Например, продолжает Волошин, очень часто после выхода фильма, профинансированного государством, в компанию начинаются звонки с просьбой убрать из поиска ссылки на сайты, на которых можно этот фильм скачать. А конкурент «Яндекса» (кто именно, Волошин не сказал) как-то вообще убрал из поисковой выдачи все упоминания фамилии «Высоцкий» после выхода соответствующего фильма. Хотелось бы, чтобы новая служба выработала единые правила, чтобы таких ситуаций не было, резюмировал он.

Предправления «Роснано» Анатолий Чубайс предложил создать «интеллектуальную амнистию»: надо сделать так, чтобы государство отдавало как можно больше интеллектуальной собственности на коммерциализацию. Сейчас по закону такой выбор у чиновников есть, но они предпочитают перестраховаться. Следует сделать так, чтобы исполнитель мог требовать у государства права на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности, считает Чубайс.

Творческие отрасли находятся сейчас в сложном положении, прежде всего из-за пиратства, говорит гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов. «Для нас любая инициатива государства по охране интеллектуальной собственности представляет большой интерес. Российский музыкальный рынок находится в третьей-четвертой десятке мировых рынков, а должен находиться в первой десятке», - считает он.

Ранее Минэкономразвития критиковало систему сбора авторских вознаграждений в России: она непрозрачная, государство сборщиков не контролирует. Министерство предлагало установить обязательные требования к собирающим отчисления организациям: они должны раскрывать статистику, на основании которой распределяют средства правообладателям; у организации должен быть установлен лимит расходов на собственные нужды; она должна проходить ежегодный аудит и т. п.